Формирование речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Комина Екатерина Владимировна

Статья о значении речевого слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте".

Речевой слух - это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.

Речевой слух подразделяется на:

  • фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи;
  • физический слух   - способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты
  • звуковысотный слух - способность слышать, улавливать мелодику речи;
  • тональный слух - способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса;
  • ритмический слух-способность воспринимать и воспроизводить темп речи.


       Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха.

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как именно ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, а также в звуки, окружающие  детей.

В средней группе детей начинают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению на основе освоенного ими звуко-слогового анализа.

В данном возрасте выделяют следующие направления работы по развитию звуко-слогового анализа звучащего слова:

  • ознакомление детей со словом — вычленение слова 
    как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением — выделение его как 
    смысловой единицы из речи;
  • ознакомление со словесным составом предложения 
    — деление предложения на слова и составление из слов 
    предложений;
  • ознакомление со слоговым строением слова — членение слов  на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками.

Ведущую роль в старшем дошкольном возрасте при подготовке дошкольников к обучению грамоте играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, то есть именно фонематический слух, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Литература:

  1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.
  2. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина.
  3. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии реч...

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

Проект "Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны &nda...