Проект "Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Бацева Галина Борисовна

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для     дошкольного воспитания форм работы с использованием современныхтехнологий, как одного из условий реализации ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Развитие фонематического слуха у старших дошкольников путем использования игровых приемов. Учимся, играя, слушать и слышать. Автор проекта: Бацева Галина Борисовна , воспитатель старшей группы №1 МБДОУ №3 «Зоренька» г.Лобня Московской области 2017-2018 учебный год

Слайд 2

«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Аннотация проекта Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС.

Слайд 4

Паспорт проекта Тип проекта: практико-ориентированный, открытый, групповой, долгосрочный (1 год) Проект рассчитан на детей : старшего дошкольного возраста Форма представления: выступления: на родительском собрании, на педагогическом совете, слайдовая презентация, дидактический материал по теме в форме презентации

Слайд 5

Участники проекта

Слайд 6

Актуальность Обусловлена тем, что несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Слайд 7

Основополагающий вопрос Разработав систему игровых приемов работы с использованием современных технологий по развитию фонематического слуха, сможем ли мы повысить интерес воспитанников к образовательному процессу и как следствие ускорить процесс развития фонематического слуха?

Слайд 8

Проблемные вопросы Какова роль фонематического слуха в процессе становление всей речевой системы дошкольника? Насколько родители компетентны в вопросе развития фонематического слуха ребёнка? Какие игровые приёмы можно применять на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста?

Слайд 9

Гипотеза то это ускорит процесс развития фонематического слуха у дошкольника

Слайд 10

Цель проекта Разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия у старших дошкольников и сделать её эффективной.

Слайд 11

Задачи Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников для всех его этапов; Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Различать схожие звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу; Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 12

Условия реализации проекта Развитие у воспитанников интереса к игре; Грамотная организация игры, обеспечивающая заинтересованное восприятие Разработка перечня игр с использованием современных технологий для каждого этапа; Дифференцированный подход; Заинтересованность родителей результатами проекта

Слайд 13

Новизна проекта Применение инновационных образовательных технологий.

Слайд 14

Этапы проекта Подготовительный Основной Заключительный

Слайд 15

Подготовительный этап (2 половина сентября – 1 половина октября) Вид деятельности Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта Разработка игр, игровых упражнений, практический заданий. Диагностика уровня развития фонематического слуха детей и уровня компетенций родителей по данному вопросу. Анализ диагностирования материалов, педагогических наблюдений. Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта. Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций. Определение этапов работы по развитию фонематического слуха.

Слайд 16

Этап неречевых звуков Этап различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов Этап звукового и слогового анализа и синтеза

Слайд 17

Основной этапы (2 половина октября – апрель) Этап неречевых звуков ( октябрь) Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь) Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель) Д/и «Голоса животных»; Д/и «Узнай музыкальный инструмент»; Д/и «Звуки окружающего мира»; Д/и «Звуки природы»; Д/и «Высоко-низко»; Д/и «Звонко-приглушённо»; Д/и «Тихо-громко»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Медленно или быстро»; Д/и «Какая машина проехала» Д/и «Слушай и выбирай»; Д/и «Короткие и длинные»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Разговор с инопланетянином»; Д/и «Выбери слово»; Д/и «Доскажи словечко»; Д/и « Задачки»; Д/и «Закончи слово»; Д/и «Хлопаем слоги»; Д/и «Кто это?»; Д/и «Сколько звуков»; Д/и «Найди картинку-родственницу»; Д/и «Принеси что попрошу»; Д/и «Найди звук»; Д/и « Что общего»; Д/и «Какой звук начинает слово?»; Д/и «Что за звук спрятался в середине слова?»; Д/и «Что за звук спрятался в конце слова?»; Д/и «Звук заблудился»; Д/и «Вставь нужную букву»; Д/и «Отгадай загадку»; Д/и «Ребусы»; Д/и «Твёрдый - мягкий»; Д/и «Цепочка слов»; Д/и «Найди вагон»; Д/и « Д/и «Я стучу – ты ищи»; Д/и «Найди место звука в слове»; Д/и «Помоги собрать вещи»; Д/и «Звонкий – глухой»; Д/и «Твёрдый – мягкий»; Д/и «Съели звуки»; Д/и «Посчитай звук»; Д/и «Построй домик для слова»; Д/и «Подбери картинку к схеме»; Д/и «Измени первый звук»; Д/и «Слушай звук»; Д/и «Соответствующая буква»; Д/и «Сколько звуков сосчитай!»; Д/и «Собери кубики одинаковой формы»; Д/и «Разрезная азбука»; Д/и « Составь предложение»; Д/и «Подбери такое же слово»; Д/и «Два соседа»; Д/и « Определи количество звуков»; Д/и «Куда ударит молоточек»

Слайд 18

Этап неречевых звуков ( октябрь) Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь) Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель) Д/и «Исполни ритмический рисунок по схеме» Интегрированные занятия с музыкальным руководителем; Интегрированные занятия с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Основной этапы (2 половина октября – апрель)

Слайд 19

Заключительный этапы (май) Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей; Диагностика компетенции родителей по вопросу развития фонематического слуха у детей; Представление материалов проекта.

Слайд 20

Результаты работы Сформировался высокий уровень развития фонематического слуха у детей; Повысился интерес детей к занятиям; Наметилась динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи; Появилась заинтересованность родителей во всестороннем речевом развитии ребёнка

Слайд 21

Приложение №1 Диагностика фонематического слуха детей старшей группы №1 «Карапузы» 2017-2018 учебный год п/№ Фамилия, имя ребенка Выделение звука в ряде других звуков Выделение звука в слогах Выделение звука в словах Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года 1 В. Вадим 1 3 1 2 1 2 2 В. Вероника 1 2 1 2 1 2 3 Г. Никита 2 3 1 3 1 3 4 Г. Андрей 2 3 1 3 2 3 5 Г. Данила 1 3 1 3 1 3 6 Г. Аркадий 1 2 1 2 1 2 7 Е. Василиса 3 3 2 3 2 3 8 З. Семён 2 3 1 3 1 3 9 К. Анастасия 2 3 1 2 1 2 10 М. Арсений 1 2 1 2 1 2 11 М. Вова 3 3 2 3 2 3 12 М. Ксения 2 3 2 3 1 3

Слайд 22

Приложение №1 Диагностика фонематического слуха детей старшей группы №1 «Карапузы» 2017-2018 учебный год п/№ Фамилия, имя ребенка Выделение звука в ряде других звуков Выделение звука в слогах Выделение звука в словах Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года 13 М. Ульяна 2 3 1 3 2 3 14 Н. Екатерина 3 3 2 3 2 3 15 П. Арсений 2 3 1 3 1 3 16 П. Никита 2 3 1 3 1 3 17 Р. Дмитрий 2 3 1 3 2 3 18 С. Кирилл 2 3 1 3 1 3 19 С. Анна 2 3 1 3 1 2 20 С. Дарья 2 3 2 3 1 3 21 С. Тимофей 1 2 1 2 1 2 22 С. Александр 2 3 2 3 2 3 23 С. Алан 2 3 1 3 1 3 24 У. Вера 1 2 1 2 1 2 25 Я. Натали 1 2 1 2 1 2

Слайд 23

Диаграмма уровня развития фонематического слуха на начало и конец проекта

Слайд 25

Вывод В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий в работе по развитию фонематического слуха у детей позволило повысить мотивацию к занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.

Слайд 26

Информационные ресурсы http://www.maam.ru http://logopeddoma.ru http://nsportal.ru http://progimnaz.ucoz.ru Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2000. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». –– СПб., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие  фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....