Исследовательский проект летней оздоровительной работы в средней группе «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Опрятнова Елена Петровна

Исследовательский  проект летней оздоровительной работы в средней группе

 «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 Кировского района  Санкт - Петербурга

Исследовательский  проект летней оздоровительной работы в средней группе

 «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

Воспитатель средней группы:

Опрятнова Елена Петровна

Санкт – Петербург

2017 г.

Вид проекта: познавательно - исследовательский,  творческий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный,  недельный (1 неделя июля).

Целевая группа проекта: проект адресован дошкольникам средней группы

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема: как прекрасен, окружающий нас, мир природы, но  дети имеют о нём небольшие познания.


Актуальность:  дети эмоционально восприимчивы к миру природы, они умеют удивляться, восторгаться объектами природы, любят наблюдать и участвовать в исследовательской деятельности. Им присущи чувства сопереживания, сочувствия, они любознательны. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

      Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребёнка и проведения интересного досуга в семье;  развивает семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.


Цель:  создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации данного проекта; формирование представлений о жизни насекомых. Воспитывать заботливое отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.
Задачи: 

  1. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живому. Заложить основы экологического воспитания.

  1. Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать коммуникативные навыки.  

 Обучающие:

  1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, их строении, способах передвижения).

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.

Основные формы реализации проекта:

  1. Подбор необходимой литературы по теме.

2.   Подбор двигательных упражнений, дидактических  и подвижных игр.

3.   Информирование родителей о реализации проекта.

4.   Разработка плана проекта

Предполагаемый результат:

  1. Дети должны знать и называть  насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела и др.);
  2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);  где и как зимуют насекомые.
  3. Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
  4. Находить сходства и различия.
  5. Владеть обобщающим понятием «насекомые».
  6. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
  7. Оформление  выставок  детского творчества и совместного творчества родителей с детьми.

Подготовительный этап

  1. Поисковая работа по подбору иллюстративного и художественного материалов по теме:  «Насекомые»
  2. Знакомство с литературными произведениями  Т.А Шорыгина « Ты сачком их не лови»; сказками  Марии Шкуриной  « Сказка про бабочку», «Сказка о ленивой пчелке»;   сказкой М. Пляцковского   «Букашка, которая хотела стать большой».
  3. Разучивание стихов про насекомых  «Божья коровка», «Трудолюбивая пчелка», «Насекомые над лугом», «Друзья помогли», загадывание загадок
  4. Прослушивание музыкальных произведений  жужжания пчел и музыкального произведения Н. Римского – Корсакова  «Полет шмеля»; песенка «Божья коровка» автор слов -  М. Пляцковский, композитор В. Шаинский;  «Танец божьих коровок».  «Танец бабочек» Слова, музыка и композиция движений М. Ю. Картушиной
  5. мультфильмы, для просмотра по мотивам сказки В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка». Производство киностудии « Союзмультфильм» 1961г.; Обучающий мультфильм. Мудрые сказки  Тётушки Совы – Уроки живой природы («Гусеница и бабочка»)
  6. Написание плана работы над проектом:
  7.  Продумывание заключительного этапа проекта, итогового мероприятия.
  8. Предварительная работа с родителями по подготовке к итоговому мероприятию.
  9. Оказание помощи детям, обогащение их знаний.
  10. Привлечение родителей к реализации проекта

ОСНОВНОЙ ЭТАП
ИЮЛЬ

Тема 1 недели: ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

Воспитатель: Опрятнова Е.П.

Тема дня

Беседы, чтение, заучивание стихов, считалок, потешек,

рассматривание иллюстраций

Познавательно - исследовательская

деятельность, наблюдения

  Игровая деятельность детей

Подвижные игры

Понедельник

Такие  разные насекомые

C__Data_Users_DefApps_AppData_INTERNETEXPLORER_Temp_Saved Images_bf86c79e3642c3f593f718d68b8d5d16

Цель:

 Уточнять и расширять представления детей о разнообразии насекомых. Учить детей узнавать и называть известных насекомых; активировать речевое развитие; развивать двигательную активность.

Результат: дети знают,

 что нужно беречь насекомых.

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

Чтение художественной литературы:
Т.А Шорыгина « Ты сачком их не лови» Беседа о насекомых.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о насекомых.

Эксперементирование.

И насекомым, и людям воздух нужен для дыхания.

Возьмем стакан с водой. Сделаем выдох в воду  через соломинку для коктейля – и в стакане появятся пузырьки.  Это воздух, которым мы дышим. Воздух ничем не пахнет. Но,  если капнуть в воду капельку сока лимона или апельсина? То мы почувствуем  запах фрукта. Также и насекомые чувствуют запах

цветов, листьев.

Вывод: все живые существа дышат воздухом. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

Дидактическая игра

 «Что это за насекомое?»

Цель:

Учить называть насекомых по признакам.

Аппликация:

«Красивые бабочки»

Цель: учить детей вырезать по трафарету, воспитывать аккуратность в работе.

Игра

Чья бабочка дальше улетит?
Цель
:

через дыхательную  гимнастику укреплять иммунитет ребенка.

Подвижная игра

«Бабочки и жуки».

По сигналу воспитателя « На поляну прилетели жуки!» выбегают мальчики и начинают, махая «крыльями», жужжать. По сигналу «На поляну прилетели бабочки!» выбегают девочки и неслышно «порхают»

Цель: развивать двигательную активность

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз 
Шмель пыхтит, пыльцу повез. 
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками. 
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
Цель: развивать речевую и двигательную активность.

Вторник

Полосатая пчелка

C__Data_Users_DefApps_AppData_INTERNETEXPLORER_Temp_Saved Images_f854da070f6959a8671b805a35d71ed8

Цель:

Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых, формировать представление детей о том, что пчелы полезные насекомые; воспитывать бережное отношение к ним; развивать двигательную и речевую активность

Результат:

Дети знают о пользе пчел.

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

Чтение художественной литературы:

Чтение  сказки Марии Шкуриной  «Сказка о ленивой пчелке»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле

        Слушание записи звуков жужжания пчел и музыкального произведения «Полет шмеля»

Цель:

Приучать детей внимательно слушать небольшие музыкальные произведения до конца.

Наблюдение.

Влияние погоды на поведение пчелок.

 В дождливую, холодную и ветряную погоду пчелки прячутся в улье. В солнечную – летают с цветка на цветок, собирают нектар.

Вывод:

Погода влияет на поведение пчел.

Дидактическая игра

«Ассоциации»

Цель:

Активизировать речевое развитие, логику, память

Изобразительная деятельность

« Разноцветные бабочки»

Использование нетрадиционной техники «кляксография»

Цель: развивать творческое воображение, фантазию и мелкую моторику,

Подвижная игра

«Я мишка косолапый»
Цель: развивать двигательную активность

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» по методике расскажи руками

Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Цель: развивать моторику, память и чувство ритма, речь

Среда

Модница божья коровка.

Цель:

Закреплять представления детей об этих насекомых; учить видеть их главные признаки, особенности их строения  и окраски, питания и среды обитания; формировать знания о том, как они защищаются от врагов. Воспитывать заботливое отношение к       природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.

Результат:

Дети знают о большой пользе маленькой божьей коровки

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

Чтение художественной литературы:

М. Пляцковский « Букашка, которая хотела стать большой»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

Беседа: 

«Почему божью коровку так назвали?».

      Издавна людей добрых и безобидных называли «божьими». Именно таким – добрым и безобидным казался человеку этот жучок.

А почему же коровка?

        Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет жучок в случае опасности, называли «молочком». Так и получилось «божья коровка». 

Беседа: 

«Большая польза от маленькой божьей коровки»

Божьи коровки и их личинки питаются исключительно тлёй и этим приносят большую пользу, истребляя этих насекомых в большом количестве.

 Загадка о божьей коровке

Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду

Час досуга.

Прослушивание песенки «Божья коровка»

Цель: воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке.

Танец божьих коровок. Танец бабочек.

Слова, музыка и композиция движений М. Ю. Картушиной

Цель: развивать музыкально – ритмичные движения

Наблюдения

1.

-Зачем божьей коровке нужны черные точечки на крылышках?

У неё много врагов.  

-И её раскраска предупреждает: будь осторожен!

-При опасности жучок поджимает лапки и коленками выделяет едкую жидкость оранжевого цвета и горькую на вкус.  

Это тоже является защитой от врагов.

-Есть у нее и другой способ защиты.

 Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в «обморок», притворится мертвой.

2.Божья коровка приносит пользу растениям.

 Она поедает тлю – вредителей растений.

Вывод: божья коровка не только красивое, но и полезное насекомое.

Дидактическая игра с мячом

«Кто как передвигается?»

Например:

прыгает -… (кузнечик);

летает - … (бабочка);

ползает - …(гусеница);

бегает – ...(муравей) и т. д.

Цель: развивать мышление, быстроту реакции.

Домашнее задание:

Ручной труд

Божья коровка из половинки грецкого ореха.

Цель:  радость от совместного творчества

детей и их родителей.

Вот так красота!

Пальчиковая гимнастика

«Божья коровка»

Божьей коровки папа идет.
(Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)

Следом за папой мама идет.
(Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу)

За мамой следом детишки идут,
(«Шагать» обеими руками)

Вслед за ними бредут малыши .
Красные костюмчики носят они.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)

Костюмчики с точками черненькими.
(Постучать указательными пальцами по столу)

Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)

Подвижная игра

«Кто больше соберет?»

На ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Летите скорее и их соберите.

Цель:

 развивать двигательную активность и взаимодействовать со сверстниками.

Четверг

Муравей

Цель:

Закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе и вреде, активизировать словарь детей

Результат:

Дети знают о жизни муравьев

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

Просмотр мультфильма

по мотивам сказки

В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка». Производство киностудии

« Союзмультфильм» 1961г.

В основу фильма положена сказка В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». В нем рассказывается о злоключениях хвастливого муравьишки, унесенного ветром в лес, и о том, как гусеница, кузнечик, водомер и майский жук помогли ему до захода солнца попасть домой.

Цель:  познакомить детей с литературными произведениями через просмотр мультфильма.

Познавательно  -исследовательская деятельность

Наблюдение за муравьями во время прогулки.

 На нашем участке – два сухих дерева. Мы с детьми внимательно обследовали эти деревья. Была хорошая, солнечная погода. Под деревьями копошились муравьи.  Они ползали по дереву и прятались под корой. Внимание детей привлекли маленькие отверстия по стволам деревьев. Это была вентиляция. Через эти отверстия воздух попадал под кору, за которой и нашли себе «приют» муравьи. И никакая непогода им уже была не страшна.

Мы увидели муравьев под третьим, «живым» деревом. В самом низу у корня было маленькое отверстие под корой. И эти насекомые исчезали в этом отверстии.

Вывод: он оказался неутешительным. Похоже - муравьи погубили эти два больших дерева и принялись за третье.

Дидактическая игра:

«Подскажи словечко»

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают её.

Тема: «Насекомые»

Цель: развивать находчивость, речевую активность

Изобразительная деятельность:

«Бабочки на лугу»

Техника раскрашивания

« разноцветные мыльные пузыри»

Цель:

знакомство с нетрадиционной техникой раскрашивания;

вызвать интерес к творческой деятельности и получить радость от полученного результата.

Логоритмическое упражнение

«Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. 
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги. 
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.

Цель:

 развивать двигательную и речевую активность, память, чувство ритма.

Пятница

Порхающие цветы

Цель:

Познакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видом, окраски, питания, учить детей сравнивать, анализировать.

Результат:

Дети знают о превращении гусеницы в бабочку

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

Чтение художественной литературы:

«Сказка про бабочку»

Цель: формировать познавательную сферу.

Обучающий мультфильм.

Мудрые сказки  Тётушки Совы – Уроки живой природы

( Гусеница и бабочка»)

Цель: расширять знания детей в доступной и интересной форме.

Наблюдение в живой природе.

На лугу много цветов, да и сама бабочка похожа на цветок.

«На цветок пахучий сел цветок летучий»

Вывод: бабочки – очень красивые и нежные создания.

У бабочек много врагов. Сложив крылья вертикально, они поворачиваются по отношению к солнцу так, что тень превращается в незаметную линию, либо распластываются, прижавшись к стволу дерева, листу или к цветку и скрываются от глаз наблюдателя.

Вывод: бабочки хорошо маскируются от врагов.

Дыхательное упражнение

«Порхающие цветы»

Цель:

Владеть длинным и коротким вдохом и выдохом.

Профилактика простудных заболеваний.

Итоговое мероприятие:

изобразительная деятельность детей вместе с родителями.

Нетрадиционная техника «рисуем ладошками»

«Порхающие цветы»

Газета.

Цель:

Радость от совместного творчества.

Выставка рисунков

« разноцветные бабочки»  - техника «кляксография»

 и «бабочки на лугу» -

техника раскрашивания

« разноцветные мыльные пузыри»

Выставка поделок из природного материала

«божья коровка из половинки грецкого ореха».

Подвижная игра:

«День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики сжимаем,

Насекомых называем

 (сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину

Цель:

Развивать мелкую моторику, чувство ритма

Цель проекта:

Формирование представлений детей о жизни насекомых.

Воспитывать заботливое отношение к       природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле

Результат проекта:

Дети  узнали много нового о жизни насекомых.

Дети с удовольствием участвовали в проекте.  Учились устанавливать простейшие причинно – следственные связи, узнавать и называть насекомых.


Проявляли интерес к живым объектам природы и особенностям их жизни.

Закрепили знания о насекомых.

Научились понимать необходимость бережного отношения к природе.
У детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.

Дети познакомились с новыми нетрадиционными техниками рисования и раскрашивания «Кляксография»,

« Разноцветные мыльные пузыри», «Рисуем ладошками»

Дети научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала

Работа с родителями по проекту «Такие разные насекомые»:
- консультации на тему: «Насекомые»

-  оказание помощи в подборе иллюстраций, художественной литературы, дидактических игр
раскрасок
-  совместные наблюдения за насекомыми

- ручной труд

«божья коровка» из половинки грецкого ореха
-  газета «Порхающие цветы»

.

Дети подвижны, активно проявляют себя в игре, взаимодействуют со сверстниками и педагогом.

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: привлечение родителей к проекту. Подготовка к проведению совместной деятельности родителей с детьми. Выставка газеты : нетрадиционная техника рисования «рисуем ладошками»: «Порхающие цветы».

В заключение работы над проектом «Такие разные насекомые» следует сделать вывод:
Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы:
литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
дети готовы охранять и защищать насекомых;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

Показатели эффективности деятельности по проекту:

  1. У детей расширены и систематизированы знания о жизни насекомых. Сформировано бережное отношение к живому.
  2. Родители вовлечены в работу над реализацией проекта.
  3. У воспитателя - создание архива творческих работ детей, которые позволят использовать данные работы во время проведения       различных мероприятий, газета «Порхающие цветы» техника « рисуем ладошками»,    «Бабочки на лугу» техника раскрашивания  ««разноцветные мыльные пузыри», « Разноцветные бабочки» техника «кляксография»,  «божья коровка» поделка  из половинки грецкого ореха.

Используемая литература:

  1. Т.А. Шорыгина «Познавательные сказки»  Москва: Издательство « ТЦ СФЕРА», 2014
  2.  «Большая книга знаний для маленьких» Науч. – поп. Издание для детей. – М.; ЗАО « РОСМЕН – ПРЕСС», 2005.
  3. Комплект тематических материалов наглядных  Москва Издательство « ТЦ СФЕРА»
  4. сказки Марии Шкуриной  «Сказка о ленивой пчелке», « Сказка про бабочку»
  5. М. Пляцковский  «Как утенок свою тень потерял». Сказки.- Смоленск: Русич, 2006. ( Букашка, которая хотела стать большой)

Интернет ресурсы:

  1. https://multiurok.ru/blog/proiekt-zaghadochnyi-mir-nasiekomykh.html
  2. https://infourok.ru/proekt-nasekomie-sredney-gruppi-495267.html
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-takie-raznye-nasekomye.html
  4. В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка». Производство киностудии « Союзмультфильм» 1961г.
  5. Обучающий мультфильм. Мудрые сказки  Тётушки Совы – Уроки живой природы (Гусеница и бабочка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект летней оздоровительной работы в средней группе «Здравствуй лето»

Цель: -  представления о лете, о сезонных изменениях в природе;- дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого;- формировать первичный исследовательский и познавательный интерес...

Отчёт о летней оздоровительной работе в средней группе за 2015 год.

Анализ летней оздоровительной работы в средней группе....

ОТЧЕТ О ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗА 2016-2017г.

Летняя  оздоровительная  работа в средней группе №6  осуществлялась   согласно   перспективному  плану   летней- оздоровительной  работы с  ...

Проект летней оздоровительной работы в средней группе « Солнышко» «Здравствуй лето»

Проблема здоровья детей была, есть и будет актуальной. Работа педагогического коллектива планируется с учетом выполнения задачи по полноценному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья д...

Краткосрочный проект на период летне-оздоровительной работы в средней группе.

Краткосрочный проект на период летне-оздоровительной работы в средней группе.Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития здоровья детей. Работа в летний период должна быть организована ...