Консультация для педагогов «Развитие речи детей средствами физкультурно - оздоровительной работы»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Медведева Людмила

Речь является одной из самых сложных психических функций человека. Статистика показывает, что процент детей с речевым нарушением неуклонно растёт. На сегодня, по данным здравоохранения у 30% детей отмечаются различные нарушения речи, т. е у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных воздействий.

Выходом из сложившейся ситуации является поиск научных направлений в физическом воспитании. Учёные И. П. Павлов и А. А. Леонтьев доказали что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Точное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает и  совершенствует движения артикулярных  органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

                           «Развитие речи детей средствами

 физкультурно -  оздоровительной    работы»

В каждый период жизни ребёнка деятельность его организма связана с решением определённых приоритетных жизненно важных задач.

 В дошкольный период это задачи социальной значимости, например развитие речи. Речь является одной из самых сложных психических функций человека. Статистика показывает, что процент детей с речевым нарушением неуклонно растёт. На сегодня, по данным здравоохранения у 30% детей отмечаются различные нарушения речи, т. е у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных воздействий.

Выходом из сложившейся ситуации является поиск научных направлений в физическом воспитании. Учёные И. П. Павлов и А. А. Леонтьев доказали что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Точное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает и  совершенствует движения артикулярных  органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи.

К формам организации двигательной деятельности относятся:

Утренняя гимнастика

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Физкультминутки

Упражнения после сна

Закаливающие мероприятия

Самостоятельная двигательная деятельность

Активный отдых

Однако двигательная активность не будет наиболее интересна для ребёнка без использования в утренней гимнастике, при выполнении заливания, в самостоятельной двигательной деятельности, в физкультминутках, без подвижных игр со стихотворным текстом. Стихотворение подбирают так, чтобы  соотнести ритм стихотворной строки с движением рук, ног и туловища.

 Например, предлагаем Вам утреннюю гимнастику:

Дети делают зарядку –

Кто вприскочку, кто вприсядку,

Кто - то плечи поднимает,

Кто – то плечи опускает.

Сделаем руками взмах,

Вправо мах и влево мах,

Полуприсед,

Присед,

Наклон.

Всем спортсменам шлём поклон.

Знакомство с лесными жителями

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как серый волк - волчище,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Гимнастика после сна:

Реснички поднимаются

Глазки открываются.

Дружно вместе все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Головой вертим, во все стороны глядим.

Все спокойно встали,

Наклоны делать стали.

Приседаем, приседаем

Ножки полностью сгибаем.

1, 2, 3, 4, 5 волк попробуй их догнать.

Буратино

Буратино после сна

Делает зарядку.

Раз нагнётся,

Два присядет

И пойдёт на пятках.

Влево ножку, вправо ножку,

Посидим друзья немножко.

А сейчас все дружно встали,

Одеваться побежали.

Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук

 Упражнения для пальцев являются хорошим стимулом возникновения речи. Поэтому уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. А для этого мы предлагаем, как можно чаще использовать пальчиковую гимнастику или игру:

Игра для пальчиков

• Выбрать на ощупь из 4 – 5 мягких игрушек (допустим, только зайчика) .

• Найти с закрытыми глазами 2 одинаковые мягкие игрушки (чем похожи? чем различаются? .

• На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать кубик, матрёшка, машинка, катушка ниток и т. д.) .

• При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» предмет, стоящий на столе.

• На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет.

• С закрытыми глазами выстроить по порядку матрёшек.

Упражнения для пальчиков

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай.

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест накрест руки сложим.

Овощи

Поочерёдно пригибая пальчики к ладошке под текст, начиная с большого.

Собираем мы в лукошко

И морковку и картошку,

Огурцы, фасоль, горох,

Урожай у нас не плох.

Особый интерес для детей составляют двигательно – речевые средства.

Они используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков. Их так же можно проводить в домашних условиях.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря – кря – кря!

(Шагаем.)

Пролетел весёлый жук,

Ж – ж – ж!

(Машем руками – крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га – га – га!

(круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево – вправо.)

Ветер ветки раскачал?

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р – р – р!

(Руки на поясе, наклонились вперёд, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш –ш – ш!

(Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш – ш –ш.

(Присели.)

Муха

Над медведем воле уха

Целый час жужжала муха:

         «Ж –ж – ж… »

Комары летят,

Летят и пищат:

«З – з – зу, З – з – зу – укушу!

З – з – з… »

«Ж – ж – ж… » - «З - з – з… »

В активном отдыхе можно проводить подвижные игры с дыхательными упражнениями.

Мотылёк, журавль, жаба

Дети перемещаются по залу. На команду «мотылёк» - активные взмахи руками;

на команду «журавль» - приостановка и удержание равновесия на одной ноге;

на команду «жаба» -прыжки на четвереньках – сначала на руки, потом на ноги с произношением на выдохе «ква- ква –ква».

Снежинки и ветерок

Дети делятся на 2 команды «Снежинки» и «Ветерок».

 Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш –ш –ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4- 5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.

Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки и старших сестёр, братьев.  Поэтому  очень важно, что ребёнок в семье, с раннего возраста, слышал правильную, отчётливую речь, на примере, которой формируется его собственная. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д) .Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка слова. Так как речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Поэтому отклонения лучше предупредить, чем исправлять сформировавшиеся.