Тренинг с педагогами «Сказкотерапия в работе с детьми»
материал на тему

Рослякова Алия Бекбулатовна

Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает педагогу воз­можность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию, процессу активизации ресурсов, потенциала личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_pedagogami.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами «Сказкотерапия в работе с детьми»

Задачи:

  1. Сплочение коллектива;
  2. показать педагогам пользу работы со сказками;
  3. научить практическим приемам работы со сказками;
  4. раскрыть творческий потенциал педагогов.

Необходимые материалы. Куски старых обоев; краски; журналы с картинками, фотографиями; карандаши, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; различный бросовый материал; клей; небольшие карточки для написания первыми буквами имен участников; аудиокассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

  1. Круг.

Что ожидаете от семинара?

На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Цели сказкотерапии: развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии. Использование сказкотерапевтических технологий дает педагогу возможность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию, процессу активизации ресурсов, потенциала личности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, стихи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Участники сидят в кругу. К кому относится данное высказывание меняются местами.

- поменяйтесь местами те, кто всегда выполняет правила;

- кто верит, что чудеса существуют;

- кто до сих пор ждет принца;

- кто боится Бабы-Яги;

- кто верит в свои силы;

- кто любит сочинять сказки.

  1. Введение в сказку:

Жила-была волшебница. Она каждую ночь отправлялась к людям, в их волшебные сны. Летала она на своей золотой колеснице. Добрых людей она одаривала разными талантами. В эту ночь она побывала у вас. Кто видел ее? Она побывала и у тех, кто ее не видел. И всех вас она одарила талантом сочинять сказки».

Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну.

Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Задание: каждая группа придумывает свой ритуал. Это может быть сказка, стихи, легенда и др.

Демонстрация.

Обсуждение:

Сейчас каждый может высказать свои мысли по поводу происходящего.

2 Задание:

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

«А теперь закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».

Обсуждение.

2. «Создание Сказочной Страны»

Сейчас я предлагаю вам взять все хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать каждой группе свою Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

  1. Группа создает страну на плакате.

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы

  1. Группа создать «Сказочную Страну» на песке.
  1. Группа создает «Сказочную Страну» в пространстве.

Для создания страны участникам дается 20 минут. И предлагаю придумать название нашей Сказочной Страны. Для этого можно сложить начальные буквы своих имен и создать одно новое имя. Это и будет имя вашей Сказочной Страны.

Демонстрация.

Обсуждение:

«Какие чудесные страны у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души.

«Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь. Только в ней нет еще сказочных жителей, поэтому созданием сказочных жителей мы сейчас займемся.

  1. Выбор сказочных героев:

Игра «Ассоциации»

Каждый участник предлагает три ассоциации: говорит, с кем из известных сказочных героев ассоциируется он сам, а с кем – двое его ближайших соседей по кругу. Ассоциацию желательно обосновать.

1 Группа. Каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

  1. Группа. Каждый участник по кругу произносит свое имя, а затем называет какой-нибудь волшебный предмет из сказки на последнюю букву своего имени.
  2. Группа. Я вас просила принести предметы или игрушки как любимые, так и не любимые. Только нужно вдохнуть в них как можно больше любви, чуть-чуть фантазии и приложить полную чашу терпения. И тогда они станут по-настоящему волшебными. Это будут ваши герои.

Беседа

  • Основная тема линии героев: мотивы их поступков определим, если ответим на вопросы: «Почему герой совершает поступок?», «Зачем?» , «Как он связан с поступками других героев?», способы преодоления трудностей открывает в результате вопросов: «Как герой решает проблему и каким способом?» , Отношение к окружающему миру, к себе предлагает вопросы: «Что приносят поступки героя окружающим?» В каких он - созидатель, а в каких- разрушитель?
  • Темы сказок: основная тема является выражением задачи или урока, который заключен в сказке. Поиск темы сосредоточивается вокруг вопросов: «Чему учит эта сказка?», «Как мы будем использовать полученные знания?»
  1. Трудности общения со сверстниками, с родителями,
  2. Чувство неполноценности, Агрессивное поведение (чувствует себя слабым, ненужным.)
  3. Страхи, тревоги
  4. Возрастные особенности
  5. Одиночество,
  6. Школьные трудности
  7. Изгойство
  8. Утверждение себя как личности

Алгоритм психокоррекционной сказки:

  1. Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру).
  2. Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.
  3. Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.
  4. Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.
  5. Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.

Обсуждение:

• Как вы выбирали роли?

• Кто первый предложил что-то использовать?

• Как создавался сюжет?

  1. Круг. Рефлексия:

Насколько оправдались ваши ожидания?

«Анонимный подарок» (рисование)

«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бумаги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».

Включается запись спокойной музыки, участники группы выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на работы, которые им приглянулись. Если чья-то работа осталась без подарка, группа для этого участника делает коллективный подарок.

«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни помогает вам лучше понимать себя, напоминает о наших встречах».

Обсуждение. Проводится итоговое обсуждение встречи

• Что запомнилось больше всего?

• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.

• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.

Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...

мастер-класс для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель мастер-класса:Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и совместной творческой деятельности ...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия при работе с детьми с ОВЗ"

Значение сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ....

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста"

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность. ...

Практикум для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.Джанни Родар...

Тренинг с педагогами «Сказкотерапия в работе с детьми»

Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает педагогу воз­можность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся ...