мастер-класс для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

Цель мастер-класса:

Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о     неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

       В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.

Почему именно сказка? сказкотерапия –  означает «лечение сказкой».

-  В каких случаях уместно лечение сказкой?

-  Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09d2/000ab831-d9ad8820/hello_html_m202e27f4.jpg

МАСТЕР - КЛАСС

Название этапа

Содержание

          Тема

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

          Цель

Цель мастер-класса: 

Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.

         Задачи

Образовательные:

1.Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - «Сказкотерапией».

2. Актуализация позитивного эмоционального опыта коллег в процессе работы со сказкой.

3.Познакомить педагогов с видами сказок по классификации Зинкевич-Евстегнеевой; методами и приемами работы со сказкой.

4. Познакомить педагогов со схемой составления сказки.

Развивающие:

1.Развивать профессиональные умения педагогов при освоении приемов в составлении разных видов сказок, её демонстрации.

Воспитательные:

1.Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.

Участники

Педагоги

  Оборудование

30 картинок «герои сказок», маски, кукольный театр, магнитофон, музыка «сказочная», ноутбук, презентация «Сказкотерапия»; фломастеры, мелки восковые, лист А3, 4 листа А4, карандаши простые (ручки).

Описание приемов, методов, способов работы.

Использование презентации:

* знакомство с одним из видов здоровьесберегающих технологий -  «Сказкотерапия»,  с её целями, задачами в работе с детьми дошкольного возраста;

* знакомство с разными видами сказок по классификации Зинкевич-Евстегнеевой;

* Знакомство с основными методами и приемами работы со сказкой;

* Отчёт о проделанной работе в группе (её успехами и трудностями);

Проблемная ситуация

Каждый человек испытывает те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. А чтобы помочь решить эту проблему, расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нём, что может нам помочь?

Работа в подгруппах:

* Разделение коллектива на подгруппы путём эксперимента на определение своего характера при помощи сказки (выбора педагогами любимых сказок или персонажей)

* Разработка разных видов сказок и её демонстрация.

Презентация системы работы (индуктор) (приветствие, введение в тему мастер – класса, погружение в тему)

*Знакомство с технологией «СКАЗКАТЕРАПИЯ»:

 АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о     неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

       В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.

Почему именно сказка? сказкотерапия –  означает «лечение сказкой».

-  В каких случаях уместно лечение сказкой?

-  Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное,  а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.

Новизна темы заключается в том, что  использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.

Занятия по сказкотерапии способствуют:

- сохранению и укреплению психического здоровья,

- профилактике тревожности, агрессивности,

- развитию положительных эмоций, добрых чувств.

- развитию творческих способностей, воображения и фантазии.

- развитию творческой активности личности,

- формированию жизненной компетентности,

- реализации собственного личностного потенциала.

ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ:

Воспитание  ценностных  ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала;

2.Снизить уровень тревожности и агрессивности;

3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций

Развивающие:

1.Развивать речевые и познавательные процессы;

2.Развивать способности детей к естественной коммуникации;

3.Развивать у детей  умение преодолевать трудности и страхи.

4.Развивать и поддерживать творческие способности детей;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к сказкам;

2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой,

выступать вместе с коллективом сверстников.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

- Чтение и анализ сказки

- рассказывание сказок, потешек

- сочинение сказок,

- изменение концовок сказки

- театрализованная деятельность

- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)

- проблемные ситуации

Какая работа проводилась мной в течении этого учебного года по технологии «сказкотерапия»?

- А работаю с детьми 3-4 лет (2 младшая группа).

В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. В 3-4 года ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других, жалуется на сверстников.  Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.

 

В своей работе с детьми по данной технологии: (см. призентацию)

      В этом году я начала постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

      На занятиях с детьми я проигрывала игры и рассказывала короткие истории и сказки о  животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

      Работая с детьми младшего возраста, я с детьми могла  только читать, рассказывать, драматизировать сказки доступные детям по возрасту.  

      Использовала дидактические сказки в образовательной деятельности познавательного характера.

      Много мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности - это  игровая деятельность  со сказочными дидактическими играми, в театрализованном уголке, игры с настольным театром-конструктором

       Что удалось?

      В связи с тем, что дети у нас еще маленькие, говорить что удалось в моей работе, я считаю, еще рано, ведь работа только началась. Но можно сказать, что те задачи, которые были поставлены, выполняются и работа по их реализации будет продолжена.

      Подводя итоги работы этого года работы, следует отметить эффективность применения методов сказкотерапии в психологической помощи детям. Дети стали более активными и внимательными. Они учатся переживать, радоваться, сочувствовать, грустить.

     Работа по сказкотерапии активизировала и познавательно-речевые, и художественно-творческие способности детей.

     Мне кажется, что нам удалось раскрепостить детей, понизить уровень тревожности, но не на 100% (это ещё работа будущего). Дети стали более активными, стали меньше бояться взрослых, чужих. Стали менее застенчивыми, неуверенными.

      Новые дети (которые присоединились к нам в начале учебного года) адаптировались к детскому саду, к новым детям, к новым условиям жизни в ДОУ, стали более активными в совместной деятельности с детьми и педагогами.  

 

    Трудности в работе:

Много интересных приёмов можно было еще провести в своей работе, но возраст детей не позволяет этого сделать. Они еще не понимают, зачем придумывать новую концовку сказки, ведь они согласны и с этой концовкой. Дети этого возраста не могут сочинять сами сказку, нарисовать ее. Ведь только с пяти лет у детей начинает развиваться способность образно представлять в уме и фантазировать. Поэтому считаю, что работу по «сказкотерапии» необходимо продолжать.

  - Сегодня на своем мастер-классе, я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с разнообразием сказок в технологии «сказкотерапия».

       

Виды сказок (классификация Зинкевич – Евстигнеевой):

1.        Художественные сказки (народные, авторские)

- сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

Авторские  художественные сказки более образные, чем народные. И если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбирать лучше авторскую сказку.

2.        Психокоррекционные сказки

Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

3.        Дидактические сказки

Эти сказки создаются педагогами для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и др.) Оживают, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

4.        Психотерапевнитческие сказки

В работе с детьми такие сказки используют, когда необходимо обсудить какие-либо проблемы психоэмоциональной травмы или когда нужно объяснить смысл происходящего, помочь изменить отношение ребенка к этому. Здесь уместно использовать в работе художественное творчество детей (рисование, лепку, изготовление кукол, пособий), инсценирование сказок, спектаклей.

5.        Медитативные сказки.

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса. Особенностью таких сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

*Со схемой составления сказок можно ознакомиться в памятке, которую я для вас приготовила.

*Комментарии, инструкции во время проведения игр с фокус – группой

Социоконструкция

(организация работы в фокус-группе, роли, распределение заданий, комментарий по выполнению, установление социальных связей)

*Создание 4 фокус-групп

*Количество участников фокус–группы- 3-6 человек

Задания для каждой фокус-группы:

Я  предлагаю вам создать один из  продуктов для работы с детьми в разных возрастных группах

1 команде -   я предлагаю сочинить психотерапевтическую сказку «Сказка о колючем ежике»

Задание:

-  Придумать сюжет сказки

-  Какую проблему решает эта сказка

- Инсценирование сказки.

Предложить для инсценировки сказки маски.

 2 команде  - художественная сказка. 

Задание:

-  Выбрать один из вариантов сказок и придумать свой вариант продолжения и концовки сказки:

Сказка          «Гуси – Лебеди»

Новая ситуация:   на пути девочки встречается волк…….

Сказка          «Волк и семеро козлят»

Новая ситуация:  волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……

- Драматизация сказки с помощью кукол

 

3 команде: дидактическая сказка « О геометрических фигурах»(на основе сказки про трех поросят).

Задание:

-  Придумать сюжет сказки (Домик для Круга, Треугольника и Квадрата)

-  разработать задания для решения проблемы

- Рисование сказки

4 команде - медитативная сказка «Волшебство мастера».

 Задание:

- Придумать концовку сказки

- Прочитать сказку под спокойную музыку.

Каждой фокус-группе предлагается карточка с заданием, предметами для её реализации.

*Инструкции, помощь, объяснение при работе педагогов в командах.

*Комментарий мастера после каждого выступления фокус-группы:

Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение, получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Погрузиться в сказку поможет приятная музыка для релаксации.

Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями.

Дидактические сказки создаются для «упаковки» учебного материала. Изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира.

Художественные сказки

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, т.е. научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения и т. д.

Этот метод полезен и интересен тем, что:

- мы можем, изменяя конец сказки, направлять внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

- развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

Рефлексия (афиширование результата, оценка общей и индивидуальной деятельности)

* «Сказочный клубок»

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу мастер-класса. Прошу каждого, передавая сказочный клубок высказаться о том: что он узнал сегодня нового; было ли для него это полезно; какой момент мастер-класса вам запомнился больше или понравился; какие чувства вы испытываете в данный момент и испытывали в момент самого тренинга; что бы вы хотели еще узнать.

Лесенка добра»

Давайте соединим наши ладошки.

 «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Пожелайте это друг другу.

Я желаю,  всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица.

А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра  и произнесем:

«Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается)

                 

      ПРИЛОЖЕНИЕ:

Уважаемые, коллеги! Я хочу предложить вам на выбор известные сказки.

Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.

Русалочка

Золотой ключик

Дикие лебеди

Маугли

Гуси – лебеди

Снежная королева

По щучьему велению

Царевна – лягушка

Конёк – горбунок

Спящая красавица

Золушка

Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА.

  1. Если вы выбрали сказки:

Русалочка

Дикие лебеди

Снежная королева

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ваш тип:

В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи

со стороны (чудес), так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей.

Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.

  1. Если вы выбрали сказки:

Золотой ключик

По щучьему велению

Конёк – горбунок

Ваш тип:

Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.

  1. Если вы выбрали сказки:

Золушка

Царевна – лягушка

Спящая красавица

Ваш тип:

Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете,

что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки

направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру), что Вы

достойны лучшего.

  1. Если вы выбрали сказки:

Маугли

Гуси – лебеди

Ваш тип:

Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы

отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе

      вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ.

        В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...