Главные вкладки

    Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Бурдейная Наталья Викторовна

    Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

     Слайд 1

    Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    - А сейчас хочу познакомить со структурой своего мастер-класса.

    Слайд 2

    Цель мастер-класса:  Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

    Слайд 3

    Этапы проведения мастер-класса:

    Презентация педагогического опыта:

    - кратко характеризуются основные идеи метода сказкотерапии;

    - описываются достижения в работе;

    - доказывается результативность деятельности детей, свидетельствующая об   эффективности метода.

    Проведение имитационной игры:

    - педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями,

    демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.

    Моделирование:

    - мастер организует самостоятельную работу «детей» и управляет ею.

    - педагоги-дети  выполняют самостоятельную работу;  

    Рефлексия:

    - Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

    Вступительное слово:

    Уважаемые коллеги! Свой  мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее »

    Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования,  ищут новые   личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей,  как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи  обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

    Поэтому, обучение  детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

    Слайд 4

    Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.

    Метод сказкотерапии используется психологами в целях коррекции эмоциональных проблем человека. Из этого метода я использую в своей практике алгоритм построения занятия и некоторые методы и приемы.

    Почему я рекомендую вам использовать элементы сказкотерапии в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я получила реальные результаты:

    Слайд 5

    - Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад).

    - Умение детей аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций  в свободной игровой деятельности; овладение умением  моделировать сказки, опираясь на модели,  на карты Проппа; умение сочинять сказки).

    Слайд 6

    - Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру; коммуникативных навыков).

    Мой мастер-класс  построен по принципу  игры-путешествия, что поможет  вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации  продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

    Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

    Слайд 7

           I этап.  Организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.  

         II этап.    Проблема практики.  Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.

        III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).

        IVэтап. Решение проблемы.  Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся  устанавливать контакты и действовать в различных  ситуациях.  

        V этап.    Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.  

       VI  этап.   Ритуал «выхода из сказки».   Повторение ритуала «входа в сказку».

       VII  этап.  Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а  добро может творить настоящие чудеса.

    Уважаемые коллеги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

    Слайд 8

    Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.

    Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.

    Уважаемые гости вы можете поприветствовать друг друга не вставая с места.

    Беремся все за руки и повторяйте за мной:

                                 Приветствие: «В кругу друзей»

    «Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»  Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!

    Второй  этап

    Далее следует - проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.

    Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

    Сегодня ночью  в мое окно стучалась бабочка. Странно…Бабочка посреди зимы. Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала  мне грустную историю.  А  я поведаю  ее  вам, слово в слово.

    СКАЗКА

    В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные  цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

    Подползет Гусеничка  к цветку и загадает своё самое заветное желание…

    И вот она уже порхает  разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

    Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом.  И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

    Но однажды,  случилось  несчастье!

    Прознала про эти «чудо - цветы»  злая колдунья.

    И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

    Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.

    Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

     «Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.

    « Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

    В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

    - Вот какая произошла грустная история!

    - А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)

    - У меня есть волшебная краска…

    И с помощью ее мы сможем оживить Чудесные цветы.

    Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

    3 этап

    Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа»  в сказку, который использую  с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку

    Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?

    - Ну! Тогда вперед!

    Слайд 9

    А проводит нас туда вот эта бабочка.  (В руках держу бабочку)

    - Как? Спросите вы!

     Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как  вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.

     (звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)

    - Вот мы в сказке...

    Слайд 10

    - Но как же здесь грустно и уныло…

    Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.

    Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть поляне прежнюю красоту.

    4 этап

    Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача -  расколдовать волшебные цветы.

     

     (На столах – краска, кисти, листы с нарисованными воском цветами).

    - Колдунья спрятала  чудесные цветы на этих листах бумаги. Но  когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…

    (выполняют задание,  наносят краску на лист бумаги.)

    - Пока «дети» расколдовывают цветы, мы с вами поможем обитателям сказочной полянки, освободим их от заточения.

    - Я хочу продемонстрировать вам один из приёмов - разгадывание сказочных загадок.

    - Колдунья заперла их в тайной комнате, если мы отгадаем загадки, найдем ключ.  

    На экране тайная комната.       

         Слайд 11 – 24

    - Замечательно! Ключ найден, откроем замок и выпустим пленников. А сейчас узнаем наши волшебники уже расколдовали цветы?

    - Какая красота получилась…

     Цветы  «оживают» на экране – цветущая поляна  

        Слайд 25

    - Цветы просыпаются. Они  робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку. Солнце озарило всё вокруг  ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной  полянке. Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.

    - Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

    5 этап – Развивающий элементы самосознания.  Дети погружаются в своё внутреннее состояние.

    И прощаются со сказкой.

    - Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных  цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

     Слайд 26  (на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия  «Вальс цветов»)

    Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

    Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!       

    - Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

      6 этап - Ритуал «выхода из сказки»

    И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.  

     Слайд 27

    - Волшебная бабочка прилетела за нами.  Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но  сказка не исчезнет, она  останется навсегда  в наших сердцах.

    Слайд 28

    7 этап

    Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

    - Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

    - Сейчас мы будем передавать бабочку,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. 

    ( передаем бабочку по кругу)

    - Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.

    Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!  

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

    Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

    Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

    Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

    Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

    Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....

    Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».

    Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....