Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
    методическая разработка

    Мастер-класс по сказкотерапии.  

    Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Вовлечение в активную познавательную деятельность;
    • Ознакомление  с приемами работы со сказкой; с приемом нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
    • Повышение психолого-педагогической культуры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение

    д/с № 69

         

     Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Воспитатель

    Звонкова Т.А.

    Мастер-класс по сказкотерапии.  

    Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

    Задачи: 

    • Вовлечение в активную познавательную деятельность;
    • Ознакомление  с приемами работы со сказкой; с приемом нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
    • Повышение психолого-педагогической культуры.

    Методическое и техническое  оборудование: Миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаге ватные палочки, кисти для рисования, зубочистки, влажные салфетки.

    Ход проведения:

             Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии с использованием нетрадиционной техники рисования.

            И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

    А давайте мы все вместе с вами подумаем:

    Что такое сказка? (ответы с зала)

    Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей)

    Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.    

    Практическая часть

    Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

            Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

    I этап. Организационный момент с целью настроить детей на совместную работу.

    II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей о чём – либо.

    III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.

    IV этап. Решение проблемы. Образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

    V этап. Развивающий элементы самосознания в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.

    VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку»

    VII этап. Рефлексия. Подведение итога, что всё получилось и совсем справились, потому что были вместе и выполняли дружно.

            Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

    Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.

    Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.

    Беремся все за руки и повторяйте за мной:

                                 Приветствие: «В кругу друзей»

    «Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»  Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!

    Второй  этап

    Далее следует - проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.

    Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

    Сегодня ночью  в мое окно стучалась бабочка Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала  мне грустную историю.  А  я поведаю  ее  вам.

    СКАЗКА

    В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные  цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

    Подползет Гусеничка  к цветку и загадает своё самое заветное желание…

    И вот она уже порхает  разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

    Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом.  И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

    Но однажды,  случилось  несчастье!

    Прознала про эти «чудо - цветы»  злая колдунья.

    И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

    Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.

    Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

     «Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.

    « Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

    В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

    - Вот какая произошла грустная история!

    - А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)

    - У меня есть волшебные краски…

    С их  помощью  мы сможем оживить Чудесные цветы.

    Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

    3 этап

    Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа»  в сказку, который использую  с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку

    Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?

    - Ну! Тогда вперед!

    А проводит нас туда вот эта бабочка.  (В руках держу бабочку)

    - Как? Спросите вы!

     Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как  вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.

     (звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)

    - Вот мы в сказке...

    - Но как же здесь грустно и уныло…

    Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.

     Давайте с вами вспомним, какая у нас с вами задача? (расколдовать волшебные цветы)

    Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.

    4 этап

    Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача -  расколдовать волшебные цветы.

     

     ((На столах приготовлены миски с жидкостью из крахмала и воды, гуашь , кисточки, палочки, зубочистки, бумага,  влажные салфетки)

    - Колдунья спрятала  чудесные цветы на этих листах бумаги. Но  когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…

    (выполняют задание,  наносят краску на лист бумаги.)

    И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, нетрадиционной техникой рисования Эбру. «Эбру» - это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.

    В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру»стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

    Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, наполненная специальным раствором, который состоит из крахмала и воды, кисточка для фона, палочки, зубочистка для рисования, гуашь, бумага по размеру лотка.. Все это вы видите на своих рабочих местах.

    В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

    Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Набираем на кончик кисти краску, стряхиваем тихонько на воду. Для фона использовать 2-3 краски.

     Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это палочка или зубочистка. Одно из правил рисования по воде – палочку необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем палочку в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.

     Плавно помедитируйте у себя на воде и поводить палочкой по поверхности, так как захочется вашей душе.. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

    А теперь сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски.Тупым концом палочки нанесем красный цвет. И слегка касаемся поверхности воды, непротыкая воду. Чтобы диаметр был больше делаем несколько раз. Но красный цвет не очень интересен, поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в желтый цвет добавлю еще красный.

    Теперь острым концом палочки проводим линии от края круга к центру, у нас получаются лепестки.

    Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько точек.

    И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.

    Мы создали мраморный рисунок.

     Возьмите лист  аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

    Для детей техника Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

    - Какая красота получилась…

    Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.

    - Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

    5 этап – Развивающий элементы самосознания.  Дети погружаются в своё внутреннее состояние.

    И прощаются со сказкой.

    - Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных  цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

    Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

    Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!       

    - Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

      6 этап - Ритуал «выхода из сказки»

    И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

    - Волшебная бабочка прилетела за нами.  Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но  сказка не исчезнет, она  останется навсегда  в наших сердцах.

    7 этап

    Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

    - Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

    - Сейчас мы будем передавать бабочку,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. 

    ( передаем бабочку по кругу)

    - Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.

    Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

    Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

    Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

    Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в рабо...

    Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

    Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

    Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....