Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Мастер-класс по сказкотерапии.
Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Вовлечение в активную познавательную деятельность;
- Ознакомление с приемами работы со сказкой; с приемом нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
- Повышение психолого-педагогической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение
д/с № 69
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель
Звонкова Т.А.
Мастер-класс по сказкотерапии.
Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Вовлечение в активную познавательную деятельность;
- Ознакомление с приемами работы со сказкой; с приемом нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
- Повышение психолого-педагогической культуры.
Методическое и техническое оборудование: Миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаге ватные палочки, кисти для рисования, зубочистки, влажные салфетки.
Ход проведения:
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии с использованием нетрадиционной техники рисования.
И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»
А давайте мы все вместе с вами подумаем:
Что такое сказка? (ответы с зала)
Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей)
Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.
Практическая часть
Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.
Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:
I этап. Организационный момент с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей о чём – либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.
IV этап. Решение проблемы. Образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку»
VII этап. Рефлексия. Подведение итога, что всё получилось и совсем справились, потому что были вместе и выполняли дружно.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…
Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.
Беремся все за руки и повторяйте за мной:
Приветствие: «В кругу друзей»
«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!» Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!
Второй этап
Далее следует - проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.
Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.
Сегодня ночью в мое окно стучалась бабочка Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам.
СКАЗКА
В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.
Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Но однажды, случилось несчастье!
Прознала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.
Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.
«Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.
« Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
- Вот какая произошла грустная история!
- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)
- У меня есть волшебные краски…
С их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.
Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
3 этап
Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа» в сказку, который использую с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку
Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?
- Ну! Тогда вперед!
А проводит нас туда вот эта бабочка. (В руках держу бабочку)
- Как? Спросите вы!
Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.
(звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)
- Вот мы в сказке...
- Но как же здесь грустно и уныло…
Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.
Давайте с вами вспомним, какая у нас с вами задача? (расколдовать волшебные цветы)
Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.
4 этап
Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы.
((На столах приготовлены миски с жидкостью из крахмала и воды, гуашь , кисточки, палочки, зубочистки, бумага, влажные салфетки)
- Колдунья спрятала чудесные цветы на этих листах бумаги. Но когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…
(выполняют задание, наносят краску на лист бумаги.)
И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, нетрадиционной техникой рисования Эбру. «Эбру» - это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.
В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру»стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, наполненная специальным раствором, который состоит из крахмала и воды, кисточка для фона, палочки, зубочистка для рисования, гуашь, бумага по размеру лотка.. Все это вы видите на своих рабочих местах.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Набираем на кончик кисти краску, стряхиваем тихонько на воду. Для фона использовать 2-3 краски.
Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это палочка или зубочистка. Одно из правил рисования по воде – палочку необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем палочку в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.
Плавно помедитируйте у себя на воде и поводить палочкой по поверхности, так как захочется вашей душе.. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!
А теперь сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски.Тупым концом палочки нанесем красный цвет. И слегка касаемся поверхности воды, непротыкая воду. Чтобы диаметр был больше делаем несколько раз. Но красный цвет не очень интересен, поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в желтый цвет добавлю еще красный.
Теперь острым концом палочки проводим линии от края круга к центру, у нас получаются лепестки.
Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько точек.
И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.
Мы создали мраморный рисунок.
Возьмите лист аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.
Для детей техника Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.
- Какая красота получилась…
Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.
- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
5 этап – Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние.
И прощаются со сказкой.
- Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
6 этап - Ритуал «выхода из сказки»
И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
- Волшебная бабочка прилетела за нами. Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но сказка не исчезнет, она останется навсегда в наших сердцах.
7 этап
Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.
- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?
- Сейчас мы будем передавать бабочку, и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
( передаем бабочку по кругу)
- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.
Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки....
Публикация Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и ...
Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс по сказкотерапии. Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...
- Мне нравится (1)