Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Проблема центральной функции  сознания ребенка дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста

Эмоции являются центральной функцией сознания дошкольников. Все остальные психические процессы у них развиваются под влиянием эмоциональной сферы. Знание того, как развиваются эмоции на протяжении дошкольного возраста, позволит специалистам в сфере дошкольного образования и родителям выбрать адекватную стратегию воспитания и обучения ребенка.

С другой стороны в условиях современного мира существует ещё один фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере — это многочисленные нарушения эмоционально-волевой сферы, и как следствие — поведения детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств. Наиболее частые из них: нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, эмоциональные перегрузки, двигательное беспокойство, формирование негативных сторон личности: агрессивности, пассивности, эгоизма, излишнего рационализма, интеллектуализма, повышенной эмоциональности, тревожности, внутренней социальной незрелости. Поэтому исследования, направленные на изучение эмоциональной сферы дошкольников являются актуальными.

Невнимание в течение многих лет отечественной педагогики к определённым сторонам эмоциональной жизни ребёнка можно объяснить как объективными трудностями практического изучения эмоциональных проявлений у детей, так и специфическими для нашей страны причинами социального характера, основные из которых — существовавший многие годы тоталитарный уклад в обществе, а также авторитарная идеологизация человеческой жизни. Всё это подвергло эмоционально — чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей значительному прессингу и сознательному игнорированию.

Общая характеристика эмоциональной сферы человека

Эмоции являются одними из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Под эмоциями в психологии понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека (А.Г. Маклаков). Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства — это еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства. Вместе с тем, чувства играют значимую роль ивпостроении контактов с окружающими людьми. Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека .

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов. Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек .

Наконец еще одно эмоциональное состояние, выделяемое в психологии — это эмоциональный стресс. Являясь эмоциональным состоянием, эмоциональный стресс одновременно представляет собой самостоятельный физиологическое, психическое и социальное явление. Стресс характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных его характеристик является крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Формирование эмоций человека — важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Итак, в научной литературе указывается двойственная природа эмоций. С одной стороны — это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Эмоции возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения.

Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста

Понятие «центральная функция сознания» наряду с «социальной ситуацией развития», «ведущей деятельностью», «возрастными новообразованиями» является важной характеристикой возрастного развития человека. Своим появлением в психологической науке оно обязано деятельности Л. С. Выготского. В дальнейшем его идеи были развиты в отечественной науке.

Л.С. Выготский разрабатывая идею о смысловом и структурном строении сознания, он указывает, что в каждом возрастном периоде в центре развития стоит какая-либо одна функция. Функция, которая стоит в центре сознания и называется его центральной функцией. По мере того как функция становится произвольной, она уходит на периферию, уступая место другой. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Таким образом, процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщений.

Последовательное проникновение и врастание возрастного психологического новообразования в центральную функцию определяют изменения в ведущей деятельности. Возникающая к концу возрастного периода произвольная центральная функция ведет к появлению новых форм общения, которые определяют специфику нового возрастного периода (Е.Е. Кравцова).

В концепции Л. С. Выготского в дошкольном возрасте складывается новая система психических функций, в центре которой — память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Например, мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника — значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.

В настоящее время в отечественной психологии полагают, что память является центральной психической функцией младшего школьного возраста — возраста следующего за дошкольным. А в качестве центральной функции сознания дошкольника следует рассматривать эмоции (А.В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. В. Носкова и др.).

Сегодня меняется представление психологов относительно эмоций ребенка — дошкольника. Так, Е. Е. Кравцова, опираясь на исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) приходит к заключению, что развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения. И считает необходимым включить воображение в структуру эмоционального процесса.

Вместе с тем, воображение по Е. Е. Кравцовой является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере. Развитие и становление произвольности эмоций в дошкольном возрасте имеют ту же логику, что и развитие воображения. При этом развитие воображения как бы опережает развитие эмоций. Это дает основание считать, что воображение служит психологическим механизмом в развитии центральной психической функции дошкольного периода.

Нам представляются важными идеи Е. Е. Кравцовой относительно логики возрастного развития и месте центральной функции сознания в нем. Согласно автору логика возрастного развития представляет собой следующее: Ведущая деятельность является той формой, в которой новообразование делает центральную функцию произвольной. Другими словами, возрастное психологическое новообразование, характеризующее специфику развития, делает произвольной центральную функцию этого периода, причем этот процесс связан с особой деятельностью, которая в психологии получила название ведущей.

Согласно Е. Е. Кравцовой магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере. Психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения. Основной деятельностью, которая обеспечивает условия для этого, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Таким образом, охарактеризовав логику возрастного развития ребенка дошкольного возраста и место в ней центральной функции сознания — эмоций далее остановимся собственно на содержании эмоциональной сферы дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В течение дошкольного детства в эмоциональной сфере человека происходят значительные изменения. В данном параграфе отразим динамику этих изменений, условия, приводящие к ним, и прежде всего, представим общую характеристику эмоциональной сферы дошкольника.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Эмоциональное предвосхищение возникает при ориентации ребенка на оценку его действий взрослым. При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения.

Роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. В дошкольном возрасте формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Для того чтобы полнее представить развитие эмоциональной сферы дошкольника остановимся на его возрастной динамике.

Итак, в эмоциональном плане для детей трех лет характерны резкие перепады настроения. Их эмоциональное состояние, как и в период раннего детства, продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Плохое настроение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в детский сад. Облегчает привыкание наличие у ребёнка навыков самообслуживания и самостоятельности.

Эмоциональное состояние четырехлетних детей значительно более стабильно, чем в предыдущем возрасте. Они не так быстро и резко утомляются, становятся психически более выносливыми (что связано, в том числе, и с возрастающей физической выносливостью). Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений с другими людьми: любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции.

Уже к четырём годам жизни, ребёнок может обладать чувством юмора. Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим. Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детёнышей), сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которое является для них образцом.

У детей пятого года жизни наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно поэтому начинаются многочисленные жалобы-заявления детей взрослому о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.

На шестом году жизни резко нарастает сложность эмоциональной жизни ребенка. Обретая возможность контролировать свое поведение, он все более способен регулировать проявление своих чувств. У него появляются устойчивые чувства и отношения. Вместе с тем, теперь он может сознательно и намерено скрывать свои чувства от других.

Ребенок начинает более тонко воспринимать нюансы душевного состояния других людей и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главным источником радости и печали ребенка. Пятилетний ребенок может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет видеть и понять их.

Ребенок может чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал». У некоторых детей к числу источников положительных эмоций добавляется радость познания и преодоления трудностей при решении задач.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к красоте окружающего мира. Они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа: желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создать условия, в которых дети будут получать такие яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.

К концу дошкольного возраста эмоциональная жизнь ребенка становится все более сложной. Чувства ребенка приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Его эмоциональные процессы более управляемые. Обретая возможность контролировать свое поведение, он все более способен регулировать проявление своих чувств. Вместе с тем ребенок может сознательно и намерено скрывать свои чувства от других.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Охарактеризуем их далее.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом общение ребенка со сверстниками имеет существенные отличия от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным В. В. Ветровой, наблюдается в 9−10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4 летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) где дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). При значительную роль в погружении ребенка в мир чувств и осознании того, что они чувствуют играют занятия с психологом ДОУ. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

3. Воображение служит психологическим механизмом в развитии эмоциональной сферы.

Так, в частности, анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Они также не умеют управлять своим воображением, которое часто становятся источником их собственных страхов, эмоции детей непроизвольны.

Изменение структуры воображения и уровня его развития приводить к тому, что у детей практически исчезли аффективные реакции, их эмоции стали произвольными. Они научаются управлять ситуацией, переосмыслять ее.

4. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

5. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Таким образом, в течение дошкольного детства в эмоциональной сфере человека происходят значительные изменения. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

По мере взросления ребенка — дошкольника его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. Ребенок становится субъектом сложных чувств, он: радуется и сердится, ревнует и грустит и т. д. У него формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Он осваивает принятые в культуре способы выражения чувств при помощи с помощью интонации, мимики, пантомимики.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает более тонко воспринимать нюансы душевного состояния других людей и отношения к нему и друг к другу. К концу дошкольного возраста эмоциональная жизнь ребенка становится все более сложной. Чувства становятся более устойчивыми. Эмоциональные процессы более управляемые, произвольные.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий: от характера общения ребенка со сверстниками; от специально организованной деятельности, в которой дети учатся испытывать определенные чувства и осознавать их; от развития их воображения; от содержания игровой и трудовой деятельности.

Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Содержание и результаты эмпирического исследования эмоциональной сферы дошкольников представлены нами в следующей главе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности".

"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности"....

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагога Никитиной Любовь Павловны. Тема: « Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста».

Цель: Повысить свой профессиональный уровень знаний, путем изучения литературы по теме, новое искать в интернете, систематизировать работу по реализации ФГОС....

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....