Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме

Абрамова Ольга Сергеевна
Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель II квалификационной категории

МБДОУ д/с № 16 г. Североморска

Абрамова Ольга Сергеевна

Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

          Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании.

Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой - у них слаборазвитая произвольность поведения,  повышенная эмоциональность, импульсивность. Негативные проявления в поведении дошкольников объясняются отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения; формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллектива воспитанников; знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение их знаний об окружающем мире.

Уровень сформированности толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста современного дошкольного учреждения повысится если:

 • воспитатель будет знать проблемы, возникающие у детей

 дошкольного возраста в этом направлении

 • учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольника;

 • использовать формы и методы работы, направленные на разрешение проблемы толерантности.

         Формирование толерантности у детей дошкольного возраста возможно посредством различных средств. Средство - прием, способ действий для достижения чего-либо или справиться с чем-либо.

 К средствам формирования толерантности можно отнести:

 - традиции;

 - общение;

 - художественная литература;

 - сказки;

 - пословицы и поговорки;

 - национальные куклы;

 - подвижные игры, с использование национальных атрибутов;

 - проектная деятельность;

-произведения искусства и др.

 Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.

На основе принципов воспитания толерантности использую в работе нетрадиционные педагогические приемы:

Прием "Взаимопомощь" Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием "Акцент на лучшее" Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.

Прием "Ролевая маска" Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием "Импровизация на свободную тему" Дети выбирают ту тему, которую хотят, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

Прием "Сочини конец истории" Детям предлагается завершить историю, рассказ, сказку.… Придумать свое завершение проблемы между людьми или животными, которые являются героями.

Прием "Любимые книги друга" Детям предлагается догадаться, какие книги (сказки, мультфильмы, кинофильмы, песни) любят их друзья в группе ДОУ.

Прием "Добрые слова" Предложить детям вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям или персонажам.

Прием "Киностудия" Дети сочиняют пародию на известный всем мультфильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить пародию.

Педагогических приемов бесконечное множество. Взрослые выступают для ребенка в качестве посредников между воспитанием и образованием, для того чтобы начать образование необходимо, привить, воспитать, сформировать отношение к людям, деятельности, и, чтобы не навредить ребенку, необходимо действовать целенаправленно, соблюдать принципы, приемы, правила формирования толерантности.

Целесообразно проводить «Недели толерантности»:

  • Чтение сказок народов мира в течение недели.
  • Буклеты  для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»
  • Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»
  • «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп
  • Акция «Шлем приветики»
  • Спортивный праздник «Игры разных народов»
  • Выставка детских рисунков «Мои друзья»
  • Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие» 
  • Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
  •   Спектакли по мотивам сказок,
  •  чаепитие «Мы разные, но мы дружные»

Реализация проекта «Недели толерантности» интегрируют с образовательными областями:

День помощи малышам

(социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность)

Акция «Шлём приветики»

(социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд)

Спортивный праздник

«Игры разных народов»

(физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность)

Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей

( художественная литература, познание, социализация, коммуникация)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(художественное творчество, коммуникация)

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность)

Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад»

(социализация, коммуникация, познание, художественная литература)

Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.

2.. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. –№33. -С. 29; №34. -С. 24.

3. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. –№40. -С. 7.

4. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.

5. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

6. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

7. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

8. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

9. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения очевидна. Современное многонациональное общество нередко демонстрирует примеры нетерпимости и  агрессивности в  отношении людей ...

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

Консультация для педагогов «Формы и методы формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обраща...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....