Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста и тесного сотрудничества с родителями
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста и тесного сотрудничества с родителями

Эффективной формой работы с детьми и семьей по экологическому воспитанию – это проведение природоохранных акций.

Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития  у детей и взрослых экологической культуры.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени,  в  ее  ходе  решаются  одновременно  разные  задачи:  познавательные,  нравственные,  этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные  акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.

        На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.

       Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.

Природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

      А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т.к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при  развитии  у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
  • в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Алгоритм подготовки к созданию и проведению экологических акций:

Подготовительный этап:

  • определение целей и задач;
  • формирование творческой группы;
  • отбор литературы, справочной информации, материала;
  • составление плана акции.

Организационно-практический этап: (т.е. выполнение плана деятельности)

  • проведение занятий, КВН, музыкальных, физкультурных, литературных досугов, выступление агитбригады перед детьми и родителями и т.д.;
  • взаимодействие с родителями дошкольников: консультации, беседы, анкеты, листовки, буклеты, информационные стенды, участие в досугах, КВНах, выставках и т.д.;

Аналитический этап:

  • подведение итогов;
  • рефлексия (может проходить в форме награждения особо активных детей, родителей и педагогов, изготовление фотоальбома, презентации, видеофильма, книжек-самоделок, организации выставки рисунков и фотографий, представление итогов в СМИ).

Наиболее популярные экологические акции, которые проводят в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Столовая для пернатых
  • Спасём зелёную красавицу
  • Каждому певцу по дворцу
  • Соберем мусор – спасём планету
  • Посади дерево и др.

Сроки и продолжительность проведения экологических акций:

 - продолжительность определяется каждым педагогическим коллективом самостоятельно с учётом характера и реальных условий организации.

Содержание и формы проведения:

- каждое образовательное учреждение планирует мероприятия самостоятельно, по-своему выстраивает концепцию и пути её реализации.

Примерные мероприятия:

– общедетсадовская тематическая линейка;

– занятие-путешествие;

– интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением родителей;

– агитвыступления старших дошкольников совместно с педагогами;

– встречи со специалистами природоохранных учреждений;

– экскурсии в природу;

– ситуативные беседы «Что я могу сделать в защиту природы?»;

– просмотр видеофильмов по экологии;

– аукционы природоохранных идей в защиту родной природы.

– конкурс рисунков

– фотовыставка («С любовью к родной земле», «Жалобная книга природы» и др.);

– выставка книг о природе в групповой библиотеке;

– выставка поделок из природных материалов «Фантазия без границ»;

– выставка поделок из вторичного сырья «Красота спасёт мир»;

– проекты по озеленению территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологической культуры дошкольников

Современное общество до конца не осознает, как пагубно сказывается потребительское отношение к природе. На протяжении долгого времени существовало мнение о том, что природные ресурсы вечны и неисчерпа...

«Беседа, как одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического развития дошкольников»

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. В данной статье представлен опыт работы по организации экологических акци в ДОУ....