Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
методическая разработка по окружающему миру

ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_opyt_po_ekologii.docx2_.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №25 компенсирующего вида

Обобщение опыта работы по

формированию экологического

сознания детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр

Воспитатель: Лазаренко И.Я

Первая категория

г. Мончегорск

2021

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………7

1.1 Содержание и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………7

1.2  Роль игры в экологическом воспитании дошкольников…………………9

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр…..11

2.1 Методика формирования экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр…………………………………….11

Результативность опыта…………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………21

Библиографический список……………………………………………………23

Введение

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость непрерывного экологического образования,  начиная с дошкольного возраста. В связи с этим экологическое образование официально признано сегодня как одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность темы определена в ФГОС ДО. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является  формирование духовно – нравственной личности. Достижение этого целевого ориентира предполагает воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. В соответствии с требованиями ФГОС ДО обучение и воспитание детей дошкольного возраста в должно осуществляться в процессе различных видов деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретической базой стали работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Закономерности психологического развития детей дошкольного возраста и восприятия ими объектов природы раскрыты в работах Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Много  исследований связано с определением возраста начала формирования экологического сознания. По мнению Р. Левиной, А.В. Запорожца, Л. С. Выготского,  анализировать отношение ребенка к природе и говорить о формировании экологического сознания детей можно с возраста, примерно с 2 – трёх лет, так как в этом возрасте ребенок начинает взаимодействовать с природой. В тоже время сензитивным возрастом формирования экологического сознания является  старший дошкольный возраст. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего возраста стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. С.Н. Николаева доказала, что детям пяти – семи лет доступно понимание разнообразных зависимостей природы, так как при последовательной работе могут понимать связи комплекса признаков.

Я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», используя приемы и методические рекомендации, суть которых изложена в пособиях «Развивающие психологические принципы педагогической технологии» и «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой.

Методологической основой опыта являются работы отечественных педагогов С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Л.А. Каменевой, Н.Н. Кондратьевой, В.И. Логиновой, Л. М. Маневцевой, М.М. Марковской, П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, в которых, подчеркивается ведущая роль игры в экологическом образовании дошкольников, и раскрыта методика ознакомления дошкольников с природой через игру.

Цель опытно-экспериментальной работы – выявить возможности дидактической игры, как средства формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу и передовой педагогический опыт по данной теме;

2) изучить на практике воздействие дидактической игры на формирование экологических знаний, познавательного интереса к природе; ответственного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы;

 3) активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в процессе экологического воспитания дошкольников.

Объект – педагогический процесс формирования экологического сознания дошкольников

Предмет – игра, как метод формирования экологического сознания дошкольников

Гипотеза: формирование экологического сознания будет осуществляться более эффективно, если:

 - систематически применять дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе;

- систематично организовывать и проводить мероприятия по формированию у экологической культуры, экологического сознания и навыков бережного отношения к природе;

- подобрать наглядно-дидактический материал, предоставляющий широкие возможности для формирования экологического сознания дошкольников;

- организовать взаимодействие с воспитанниками и их родителями, которое будет способствовать развитию у них  экологически грамотного поведения.

В процессе работы использовались следующие методы:

1) теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

2) практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.

Новизна опыта заключается в использовании различных дидактических игр в формировании экологического сознания, включающего ценностное отношение к природе, навыки бережного и ответственного отношения к ней на основе первоначальных экологических знаний.

База опытно-экспериментальной работы: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» г. Мончегорск

 Длительность работы над опытом

Исследование рассчитано на 4 года (с 2017 по 2021 год ).

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа.

3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Содержание и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в связи с исследованиями современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Сохранение природной среды связано с экологическим образованием и воспитанием. Задача экологического образования - научить человека жить и действовать в окружающей природной среде в полном соответствии с его этическим и научным представлениями об этой среде. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Особая роль в этом звене отводится дошкольным учреждениям. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду

1.2  Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в формировании экологической культуры и экологического сознания. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром, привносит в образование бесконечные сюжеты и темы жизни природы, человека и его деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания». В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В ФГОС ДО игра определяется, как сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуются содержание всех образовательных областей. 

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал лёгкость, с которой с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой.

Большой вклад в развитие теории детской игры внесли отечественные психологи  Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, раскрывшие  содержание детской игры, которое составляет воспроизведение детьми отношений взрослых в трудовой и общественной жизни. 

Для достижения образовательного результата наиболее эффективны дидактические или обучающие игры, в которых образовательные задачи решаются в игровой форме. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [7,с.19].

В.Н. Аванесова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал [1,с.81]. По замечанию А.К. Бондаренко: «…требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением» [4,с.38]. По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач [4,с.38].

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

1) каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2) к дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;

3) дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [12,с.43].

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Методика формирования экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

На основе изучения требований ФГОС, методической литературы, передового педагогического опыта,  результатов мониторинга возник интерес к вопросу, насколько целесообразно и эффективно применение дидактических игр как средства формирования у детей экологического сознания.

Мой педагогический опыт позволяет утверждать, что необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей. Работу над этой темой я начала с детьми с младшей группы и продолжила в старших группах. Проводя образовательную деятельность я заметила сниженный познавательный интерес детей к экологическим знаниям, к бережному отношению к природе.  Дети редко задают вопросы на экологическую тему, не могут самостоятельно осуществлять поиск ответов на эти вопросы.

Изучив педагогическую литературу, передовой педагогический опыт, я пришла к выводу, что, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу  восполнить пробелы знаний у детей, повысить их интерес к экологически знаниям Я стала углубленно работать над темой: «Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

На мой взгляд, повышение статуса игры в ФГОС ДО связано с преимуществами игровых технологий в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Игра создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания». В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе

Игры экологического содержания помогают ребенку понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

На начальном этапе исследования я провела мониторинг экологических знаний, экологической культуры и навыков экологически грамотного поведения у детей, используя диагностические методики О.А. Соломенниковой,  И.В. Цветковой,  Р.М. Калининой, Е.В. Берюховой (Приложение 1). 

Выбирая методики, я руководствовалась следующими критериями:

- доступность заданий для детей в соответствии с их возрастными особенностями;

- относительная непродолжительность диагностики и обработки результатов;

- соответствие методики задачам диагностики.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам: 

1) уровень экологических представлений;

2) уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе;

3) уровень сформированности экологически ориентированных видов деятельности у детей.

Мониторинг показал недостаточный уровень экологических знаний и представлений детей и несформированность экологически ориентированных видов деятельности у детей.

Мною было составлено перспективное планирование по экологическому развитию детей разных возрастных групп (Приложение 2). Планирование осуществлялось  в соответствии с программой «От рождения до школы», с программными задачами для каждой возрастной группы и с учетом возрастных особенностей детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Цель экологического развития детей младшей группы – сформировать начальное представление экологической культуры, заложить первые ориентиры в мире природы.

Средний дошкольный возраст можно рассматривать  как начальный этап становления осознанного отношения у ребенка к растениям, животным, себе как к части природы. У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологической культуры. В связи с этим основной целью экологического образования детей среднего дошкольного возраста является формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, и воспитание  основ гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ее ценности.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей, которые должны учитываться при работе по экологическому образованию:  зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; до конца осваиваются сенсорные эталоны;  возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия. Дети данного возраста имеют элементарные сведения о природе, владеют первоначальными навыками ухода за живыми существами. В связи с этим особенностями экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются: активная деятельность старших дошкольников на осознанное сохранение природы.

 Дети 6 – 7 лет способны устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, представить последствия своих действий. Отличительной чертой методики экологического воспитания детей подготовительной группы являются непосредственный контакт дошкольников с изучаемыми объектами природы, непосредственное или «живое» общение с животными и природой, практическая деятельность по ухаживанию за объектами живой природы и наблюдение, осмысление ребенком увиденного в процессе дальнейшего обсуждения с педагогом. В работе по формированию экологического сознания детей подготовительной группы необходимо внедрять активные динамичные формы и методы, направленные на развитие познавательного интереса к природе, навыков заботы о природе, экологической деятельности. Следует грамотно использовать сочетание передачи детям изучаемой новой информации с ее практическим использованием и обязательным закреплением в практической деятельности дошкольников.

Показателем уровня экологического сознания дошкольников является  приемлемый уровень осознанного отношения к живому, природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач. Для формирования экологического сознания дошкольников я разделила их на следующие группы:

1) игры для обогащения экологических представлений;

2) игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:  игры для развития эстетического восприятия природы, игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

3) игры для приобщения дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности (Приложение 3)

Подбирая дидактические игры экологического содержания,  обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность

Игры для обогащения экологических представлений.

 Дидактические игры для расширения и углубления экологических знаний я использую с учетом сформированных у детей разных возрастных групп экологических представлений.

Например, в младшей группе использую игры этой серии «Угадай, кого мы встретили в лесу», «Что в корзинку мы берем» и др. В средней группе -  «Лесные животные», «Кто где живет»; в старше группе -  «Живая неживая природа», «Вершки – корешки»; в подготовительной -  «Воздух, земля, вода».

Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:  игры для развития эстетического восприятия природы, игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Основу игр, направленных на развитие эстетического восприятия природы, составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков человека в природе, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать. В этом блоке могут использую такие игры, как «Беседа с деревьями»,  «Встреча с растением», «Радости и огорчения»,  «Что такое хорошо и что такое плохо», Природа и человек» и др.

Игры для приобщения дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности.

 Серия дидактических игр для приобщения дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий тем, что они сопряжены с посильной трудовой деятельностью детей: уход за растениями, подкормка птиц.  В этом блоке использую такие игры, как «Накорми животное», «Живые цепочки», «Скорая помощь» и др. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

В процессе формирования экологического сознания дошкольников я использую различные виды дидактических игр в зависимости от используемого материала: предметные; настольно-печатные; словесные.

Предметные игры.

Среди игр экологического содержания я использую предметные игры с природным материалом:  шишки, камешки, раковины, листья, семена и т. д. Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Например, игра «Угадай, что в мешочке?» позволяет сформировать представления детей о свойствах природных объектах, их признаках. В предметных играх «С какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др. дети непосредственно соприкасаются с природой. закрепляются их знания об окружающей их природной среде.

Предметные игры  использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от  индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры.

К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки, а также игры: «Чей силуэт», «Как их назвать?», «Что сначала, а что потом?».   Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.

Словесные игры. 

Содержанием  словесных игр являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и др. Такие игры, как «Закончи предложение».

«Игра в слова», «У кого кто есть?» и т. п. закрепляют знания детей о природе и взаимосвязях в природе. Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр я использую стихи, короткие отрывки из художественных произведений

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но лучше всего проводить их со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Словесные дидактические игры не требуют специальных условий, я их  провожу как в помещении, так и на прогулке.

Дидактические игры экологического содержания активно включаются в ООД (Приложение 4).

Дети готовы играть в течение всего дня. Поэтому я использую дидактические игры экологического содержания в течении всего дня: в процессе ООД, на прогулках, в режимных моментах.

Важная роль дидактическим играм мною отводится на прогулке. Например: «Божьи коровки», «Мы – гусеницы», «Я знаю», «Воздух, земля, вода», «Береги природу»  и др.

Дидактические игры я сочетаю с другими методами формирования экологического сознания детей: беседы (Приложение 5), экологические сказки  (Приложение 6), загадок (Приложение 7), пословицы и поговорки (Приложение 8), стихи (Приложение 9), экологические проблемные ситуации (Приложение 10).

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ по экологическому воспитанию детей. Обобщение опыта было представлено на педагогическом совете ДОУ.

В ФГОС ДО прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Взаимодействую с родителями я ставлю перед собой цель  создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Для активного включения родителей в экологическое воспитания детей я использовала различные формы.

    В начале и в конце учебного года провожу анкетирование родителей с целью выяснить уровень их родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей. С этой целью мною была разработана анкета «Экологическое воспитание в семье» (Приложение 11). 

Регулярно провожу родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации по экологическому воспитанию детей разных возрастных групп. Разработаны и проведены групповые консультации «Экологическое воспитание» (мл. группа), «Мир природы удивителен и прекрасен» (средняя группа),  «Воспитание любви к природе» (старшая группа), «В союзе с природой» (подготовительная группа),  «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника» (средняя, старшая, подготовительные группы) (Приложение 12).

Разработаны памятки для родителей «Как воспитывать любовь к природе,  если у вас дома нет растений и животных», «Правильное отношение к природе начинается в семье», «Прогулка в Природу» (Приложение 13).

Для родителей подготовлен список художественной литературы для чтения детям с целью формирования экологического сознания (Приложение 14).

Использую активные формы работы: привлекаю родителей к обогащению предметно-развивающей среды группы, к совместному с детьми участию в конкурсах, экологической деятельности. Родители с детьми приняли активное участие в Неделе защиты животных «Дом с хвостом» (2020), во всероссийском конкурсе «Эколята-друзья и защитники природы» (2021), в городских акциях  «Елочка, живи» (2020) и акции помощи бездомным животным «Мы в ответе за тех кого приручили» (2020), в муниципальном конкурсе «Сохраним природу от лесных пожаров» (2019).

2.2 Результативность опыта

Для определения эффективности работы по использованию дидактических игр для формирования экологического сознания дошкольников мною были использованы те же методики, которые использовались на первоначальном этапе. Результаты выполнения детьми  в начале и в конце года сравнивались. Сравнение результатов свидетельствуют о значительной положительной динамике по всем оценочным критериям.

Таблица 1- Динамика в уровне экологического сознания детей дошкольного возраста

Учебный год

Уровень

Не сформирован

Недостаточно сформирован

Сформирован

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

20172018

48%

17%

30%

50%

22%

33%

2018/ 2019

42%

8%

33%

58%

25%

33%

2019/2020

25%

17%

47%

33%

33%

50%

2020/2021

17%

-

33%

25%

50%

75%

Вывод:

Такая динамика  позволяет сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством развития экологического сознания дошкольников.

Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями, педагогами и проведению планомерной и систематической работы. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование дидактических игр, системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие экологического сознания дошкольников повышает качество экологического воспитания, позволяет детям более уверенно ориентироваться в окружающей среде, осознанно и бережно относится к природе.

Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, у детей формируются экологические знания, навыки экологически грамотного поведения, желание беречь окружающую природу.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к экологическим знаниям успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым экологическим содержанием. Игры экологического содержания, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически мыслить, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию личности ребенка в целом.

Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания. И родители, и педагоги понимают важность экологического воспитания дошкольников. Самое главное - это привить ребенку интерес к родной природе и желание сохранить ее. Для этого организованная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Получение знаний в игровой форме научит  ребенка выполнять различные экологически ориентированные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в воспитательно–образовательной работе с детьми по формированию экологического сознания;

- системность в применении дидактических игр в формировании экологического сознания дошкольников;

- обогащение форм работы с детьми по развитию экологического сознания в режимные моменты;

- разработка интегрированных занятий по формированию экологического сознания;

- обогащение предметно-развивающий среды посредством изготовления дидактических игр экологического содержания;

- использования активных форм работы с родителями.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Библиографический список

1. Аванесова. В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 2015. - 212 с.

2. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 2012.- 176 с.

3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

4. Бондаренко, А.К Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М.: Московский государственный педагогический институт, 2015.- 96 с.

5. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

6. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

7. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Дошкольное воспитание. -  1964. - № 4. – с. 19 -22

8. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

9. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

10. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

11. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

12. Менджерицкая.  Д.Б. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение,  1982. – 192 с.

13. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

14. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

15. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.

16. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

17.  Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

18. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

19. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...

Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...