Из опыта работы "Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры"
материал

Поварь Алла Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  «Междуреченский детский сад» Тарского муниципального района Омской области.

Описание опыта работы по теме:

«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Выполнила: воспитатель Поварь Алла Владимировна

2017 год

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Слайд 2

Воспитатель. А что это значит?

Значит- солнце, тепло, доброта.

Значит -самое милое сердце,

Что детей согревает всегда.

Это значит любовь и забота.

Это просто такая работа.

Вот именно такую работу и выбрала я.

Свою педагогическую деятельность осуществляю в бюджетном дошкольном образовательном учреждении  «Междуреченский детский сад»  с 2012 года в должности воспитателя. В настоящее время работаю с детьми в разновозрастной группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» для всестороннего изучения не случаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно научить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.

Слайд 3

И поэтому, целью моей работы в данном направлени сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

Слайд 4

На этой основе выделяю следующие задачи:

-   формирование у детей систем сенсорных эталонов;

- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных  действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Слайд 5

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:

- создание предметно-развивающей среды, способствующей обогащению сенсорного опыта малышей;

- использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;

- повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей.

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными, выработать отношение к ним.

Слайд 6

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:

- наглядный (рассматривание, сравнение предметов);

- привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);

- показ и объяснение;

- эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

- тактильное воздействие (поглаживание);

- поощрение (похвала, сюрприз).

Слайд 6

Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад:

-   у детей слабо развита мелкая моторика рук;

- большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

-   не могут различать предметы по величине ;

-   плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

-   различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

-   не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

-   не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

Для проверки результативности использовала методику Т. В. Николаевой.

При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Слайды 7,8,9

Так с детьми я провожу различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр, обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми, я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей, поощряю самостоятельность и инициативу детей. Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев, глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.). 

Развивается мышление, внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например: уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал: шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями.

Слайд 10

Для развития сенсорики у детей в группе создана  развивающая среда. Оформлен сенсорный уголок «Веселые пальчики», в котором представлены различные дидактические игры и пособия: «Сенсорный куб», «Разложи фигуры по местам»,  «Собери узор», «Чудесный мешочек», «Пирамидки», «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, «Тактильные дорожки», «Умные прищепки»

В группе имеется стол для детей для игр с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.

При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Слайд 11, 12,13

Изготовленные мною дидактические игры: развивающее панно из фетра «Сказка», «Цветочная полянка», «Геометрик», лэпбук «Я познаю мир сенсорики»  позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.

Слайд 14

Большое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями.

Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

Для успешного формирования у родителей знаний по сенсорному  воспитанию и их практического применения в домашних условиях были проведены родительские собрания на тему «Развитие самостоятельности ребенка», «Художественно-эстетическое развитие детей в современных условиях ДОУ"

Также были предложены родителям консультации на темы: «Сенсорные игры в домашних условиях»; «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать», «Развитие мелкой моторики у детей», памятки для родителей  «Ум на кончиках пальцев».  Практикум для родителей

«Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Слайд 15

Для определения эффективности проведённой работы была проведена диагностика.  Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития, то к концу таких детей почти не осталось. Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений. Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей.  

В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю повышению своего профессионального уровня. Для этого изучаю методическую и диагностическую литературу. Интересные идеи и разработки в разных областях дошкольного воспитания беру из печатных изданий: «Дошкольное воспитание», «Детский сад. Все для воспитателя»,  и т. д., а также пользуюсь различными сайтами сети интернет.

Слайд 16, 17

Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада. А также принимаю участие в различных конкурсах.

Муниципальный педагогический конкурс «Оригинальные идеи для центров художественно-эстетического развития в ДОУ», диплом призера  2 место.

Всероссийский конкурс «Лучшее авторское пособие»

(Профессиональное образовательное учреждение «Дефектология проф»), диплом 2 место.

Муниципальный районный Конкурс-фестиваль «Простые правила»

(методическая разработка), сертификат.

В феврале 2017 года прошла курсы повышения квалификации « Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», участвовала в вебинарах: «Психолого-педагогическая работа

по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»,

«Восстановление речи у детей 1,5-3 года с грубой задержкой речевого развития», прошла факультативный курс «Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики». Принимаю участие в стажировочных площадках: «Работа по развитию речи в рамках ФГОС», «Особенности организации ранней помощи на базе ДОУ семьям, воспитывающим детей с ОВЗ»  

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию, посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.

Литература:

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - Москва: Просвещение, 1983

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Сост. Н.В.Нищева – СПб.:ООО «Издательство «Детство –пресс», 2011 – 128с.+илл.

Картотека «Игры на развитие мелкой моторики» Л.Л.Трушина 2015г.

Поварь Алла Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкус...

Результаты работы по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игрЗАДАЧИ:Познакомить детей с сенсорными эталонами (формирование у детей представлений о формах, ...

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

« Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста, посредством дидактической игры»

Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире,...

Обобщение опыта Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений»

Обобщение опыта Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам дидактических  игр и упражнений»...

Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Картотека дидактически игр и пособий   Дидактическая игра  «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...