« Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста, посредством дидактической игры»
консультация (младшая группа)
Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensornyh_sposobnostey_u_detey_mladshego_vozrasta.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста,
посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.
Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий,
кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),
времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето).
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.).
Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание
- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
Свет
Игра «Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Цвет
Игра «Цветная вода»
Цель: знакомить детей с цветом.
Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Форма
Игра «Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Величина
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: познакомить с понятием величины.
Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.
Количество
Игра «Собираем шишки»
Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.
Расположение в пространстве
Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет. Материалы: различные предметы и игрушки.
Целостный образ предмета
Игра «Найди свою игрушку»
Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.
Материалы: разнообразные игрушки.
Развитие слухового восприятия
Игра «Узнай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.
Развитие осязания
Игра «Круглое квадратное»
Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.
Игра «Горячо - холодно»
Цель: развивать осязание.
Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр"
Консультация для воспитателей...
Работа по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр »
Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидатичесих игр...
Из опыта работы "Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Из опыта работы...
Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...
Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Картотека дидактически игр и пособий Дидактическая игра «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...
Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Консультация для родителей на тему:«Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»...
Опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять орга...