"Сюжетно - ролевая игра, как средство гендерного воспитания дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Новикова Ирина Александровна

Консультация для воспитателей  поможет организовать воспитатльно - образовательный процесс, развивающую предметно- пространственную среду с учетом гендерных различий дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей17.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно – ролевая игра как средство гендерного воспитания дошкольников»

В настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий.

Различия в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе – типичная ситуация. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики – шумные, активные, наполненные движениями игры. Если объективно взглянуть на сюжетно-ролевые игры мальчишек, то в большинстве своем они носят примитивный характер, имитации «перестрелок» и «перебежек», что связано с отсутствием образцов развернутой игровой деятельности и адекватного руководства игрой со стороны взрослых.  Кроме того, мальчики ощущают дефицит и в отношении образцов мужского поведения. Развернутые ролевые игры, такие как «Летчики», «Пограничники» и другие, позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проявлять решимость и отвагу, дают опыт защиты слабых, задают образцы мужественности.

Для того чтобы осуществлять педагогическое сопровождение игры, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а главное – уметь играть с детьми. Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей: умение организовывать начало игры, наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планирование  приемов направленных на её развитие; обогащение впечатлений детей  примерами из жизни с целью развития их игр; умение обучать детей обсуждать игру и оценить её.

         Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста и обоснован рядом факторов:

1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых  «царств» для девочек и мальчиков. Необходимо учитывать гендерное пространство группы, пересматривая его с точки зрения соотношения предназначенности ( соотошение мальчиков и девочек в группе). Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей),  необходимо располагать в группе по обоюдной договоренности.

2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группе рекомендуется использовать маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, предметные картинки  на мебели соответствуют полу гендера, ковровое покрытие в игровых зонах можно подобрать  разных цветов и  формы для мальчиков и девочек.

При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Поэтому нами используется более светлая и яркая вариативность цветовой гаммы для мальчиков и девочек. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они всегда  играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчики, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери).  В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.

3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Поэтому необходимо минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.

 Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – назначением, сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков необходимо  приобрести различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями.

Игровые зоны для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Юная рукодельница». развивают мышление, воображение, воспитывает в детях аккуратность, стремление быть красивыми, вызывает положительные эмоции. Для мальчиков предназначены следующие игровые зоны: «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Спасатели», «Пожарные». «Будущие защитники Отечества». «Конструкторское бюро» содержит различный строительный материал: можно конструировать как большие постройки, так и постройки из мелких деталей, можно играть всем вместе, а можно уединиться и соорудить свой шедевр, проявив при этом фантазию и творчество. Игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек: «Семья», «Почта», «Магазин», «Поликлиника» формируют внимательное отношение к пациентам, умение взаимодействовать, сочувствовать к заболевшим игрушкам, оказывать помощь,  прививают нравственные качества. 

Универсальные игровые макеты должны располагаться в местах, легкодоступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Важно иметь набор атрибутов для использования в разнообразных играх: географические карты, мобильные телефоны, наушники, диски, клавиатуру для компьютера, пульт, фен, миксер и др. Можно поставить в группе коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов.

   Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен  на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

Ведущей  деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общес...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольн...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания дошкольников

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, ознакомлению с профессиями горожан, с имеющимися предприятиями и учрежден...