Проект "Школа для родителей будущих первоклассников"
методическая разработка на тему

Каус Елена Николаевна

В связи с повышением государственных требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Одним из условий обеспечения готовности ребенка к школе является психолого-педагогическая компетентность родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Школа для родителей будущих первоклассников « Учимся вместе»

                                                         Педагог-психолог МБДОУ д/с № 21 Каус Е.Н.

Учитель-логопед МБДОУ д/с №21 Самойленко Т.Б.

(изначально разработан в соавторстве с учителем-логопедом, позднее модифицирован в связи с сокращением штатной единицы учителя-логопеда в нашем ДОУ)

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». 

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации ФГОС является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Семье отводится особая роль: родители должны стать партнёрами в реализации всех программ и проектов ДОУ и  создавать в семье благоприятные условия для общего  развития ребенка,  взаимодействуя с педагогическими работниками.

Особое внимание обращается на необходимость соблюдения  преемственности  развития детей в ДОУ и в семье.

В связи с повышением государственных требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Одним из условий обеспечения готовности ребенка к школе является психолого-педагогическая компетентность родителей.

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от сотрудничества  из-за того, что не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома, перекладывая ответственность на педагогов разнообразных  «школ  по подготовке к школе»  и «центров развития». Дети перегружены обучением, в то время, как нуждаются в развитии.

Ребёнок, при таком подходе,  устаёт учиться, ещё не начав.

В связи с этим, у нас возникла потребность  в разработке  специальной программы занятий  для родителей будущих первоклассников, с тем, чтобы сформировать  у родителей умение осмысленно выбирать вариант подготовки ребёнка к школе, оптимально выстраивать взаимодействие со своим ребёнком,  учитывая его потребности, возможности и уровень развития.

Вид проекта:  информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Цель  проекта: развитие психолого-педагогической компетентности родителей, формирование позиции ответственного родительства.

Задачи реализации проекта предполагают:

1. Во-первых, выявить образовательные потребности родителей старших дошкольников в вопросах психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

2. Во-вторых, разработать  и реализовать программу по формированию родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.

3.В- третьих, провести мониторинг эффективности программы для родителей будущих первоклассников.

Участники проекта:

  • родители и дети старшей группы (в последующем году подготовительной к школе группы)
  •  педагог-психолог

Предполагаемые результаты:

  • Сформированная  адекватная педагогическая позиция родителя по отношению к ребёнку.
  • Преемственность в работе ДОУ, школы и семьи.
  • Сотрудничество, доверительность и  партнёрство во взаимодействии  семьи и  ДОУ.
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

1 этап.  Организационно-диагностический.

 Анкетирование родителей, с целью:

  • определения уровня компетентности в вопросах подготовки детей к школе и
  • обозначения проблемы дефицита психолого-педагогических знаний.

Анкета для родителей будущих первоклассников включает следующие направления:

  • знание возрастных особенностей детей
  • понимание требований, предъявляемых школой к первоклассникам
  • представление о понятии  «психологическая  готовность к школе»
  • умение  адекватно взаимодействовать с детьми             

2 этап.  Практический.

  • Разработка программы для родителей « Учимся вместе»
  •  Реализация программы

1.Тематика встреч была составлена с учётом выявленных проблем дефицита психолого-педагогических знаний у родителей и достижения цели сознательного сотрудничества семьи с педагогами ДОУ

2. Цикл занятий в «Школе для родителей «Учимся вместе» разделён на блоки:

- Информационный

-  практический

Цель реализации программы:

формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста по вопросам готовности детей к школе в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1.Обогащать представления родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе: психологической, интеллектуальной, волевой и физической.

2.Преодолевать узкие представления о готовности ребенка к обучению в школе (только интеллектуальная готовность, только обучение чтению и решению задач и пр.)

2.Формировать умение объективно анализировать  ситуацию готовности собственного ребенка к обучению в школе.

3.Учить родителей взаимодействовать с ребенком с учетом его психофизических  возможностей, используя игровую мотивацию.

План работы Школы для родителей «Учимся вместе»

н/п

Тема

Участники

1.

Установочно-организационная встреча «Что мы знаем о готовности ребёнка к школе»

Педагог-психолог,

родители  детей

старшего дошкольного возраста

2.

Формула готовности дошкольника к  обучению в школе.

Мотивационная готовность.

3.

Интеллектуальная готовность детей к школе.

4.

Волевая готовность к школьному обучению: условия развития произвольного поведения ребёнка.

5.

Каждый ребенок – индивидуальность.  Индивидуально-типологические особенности детей.

6.

Встреча с учителями школ: критерии готовности и единство требований к готовности ребёнка к школьному обучению.

родители

старшего дошкольного возраста,

учителя

3 этап.  Аналитический.

  1. Проведение контрольного анкетирования.
  2. Итоговое интегрированное занятие-практикум совместно с детьми.
  3. Подведение итогов реализации проекта.

Сравнительный анализ результатов анкетирования показал повышение уровня понимания родителями приоритетности развития ребенка над научиванием. Главное: не так уж важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу гораздо важнее его готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, анализировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков и конструкций.

Эта идея признается родителями как ведущая в подготовке к школьному обучению ребенка.

Результаты контрольного анкетирования:

  • Высокий уровень компетентности  33%
  • Средний уровень компетентности 67%
  • Низкий уровень 0%

       После  цикла  встреч с родителями  следует  цикл практических детско-родительских занятий, где взрослые получают  возможность применить полученные знания в активном сотрудничестве с детьми под руководством специалистов. А также могут наблюдать результативность использования игровых приемов на повышении активности и заинтересованности детей и испытать свои  умения в практическом взаимодействии с детьми. Кроме того, совместная деятельность сближает и позволяет укрепить эмоциональную связь между детьми и родителями.  

       

Занимательные встречи  были спланированы с учётом комплексно-игрового подхода организации. Сюжетно-тематическая линия проходит единой темой через систему мероприятий  и углублённо развивается в каждом отдельном занятии.

Учебно-развивающий материал заданий:

  • подобран в соответствии с программными требованиями ДОУ
  • соответствует школьным критериям готовности ребёнка к обучению.
  •  ведущим принципом стала: игровая и  развивающая направленность организации занятий.

План практических детско-родительских занятий «Путешествие в Страну Знаний»

Занятие 1

Вводное «Вместе учимся учиться»

Занятие 2

«Дремучий лес»

Занятие 3

« Таинственная Пещера»

Занятие 4

« Королевство Сказок»

Занятие 5

« Топкое болото»

Занятие 6

«Замок Нехочухи»

Занятие 7

Заключительное « Замок Знаний»

Цель.: формировать  практические умения родителей выстраивать учебно-развивающее взаимодействие  с детьми

Задачи:

  1. Развивать познавательную сферу детей:
  • Развивать аналитико-синтетические способности
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание
  • Тренировать память
  • Расширять,  уточнять и активизировать словарный запас
  • Развивать связную речь
  • Формировать слухо-моторные, зрительно- моторные координации
  • Закреплять пространственные представления
  • Развивать умение применять имеющийся опыт в непривычной ситуации, решать проблемные задачи.

  1. Развивать произвольную сферу детей:
  • произвольную регуляцию деятельности и поведения (умение слушать, слышать, точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов)
  1. Формировать коммуникативные качества, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
  2. Формировать познавательный интерес,  познавательную активность

Вывод:

Предлагаемый вариант организации работы с  семьями, находящимися на пороге школы, носит комплексный характер, что позволяет более качественно решить проблему подготовки детей к школьному обучению.

 Родители получили реальные представления о важных аспектах подготовки дошкольника к школе, обучились  развивающему взаимодействию со своими детьми. Такое взаимодействие позволяет полнее раскрыть возможности каждого ребенка и укрепить отношения понимания и поддержки в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...