Организация дошкольного образования в зарубежных странах. Педагогическая концепция «Эйнштейн», Германия.
презентация на тему

Брагина Людмила Николаевна

На земле Баден-Вюртенберг Германии был принят единый стандарт дошкольного образования.

Это 180 вопросов, ответы на которые каждый детский сад формирует сам, исходя из своих задач и условий.

Поэтому детские сады существенно могут отличаться друг от друга.

Управлением по делам семей и молодежи г.Штутгарта было принято решение перевести все сады на работу по концепции «Эйнштейн».

Почему «концепция», а не «программа»? На практике реализуются только основные идеи организации дошкольного образования. В каждом саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы этим основам соответствовать.

Главная цель – создание условий для развития детей, способных стать «двигателями прогресса», «гражданами без границ и предрассудков».

В центре внимания – интересы и активность детей. Задача педагогов не в том, чтобы как можно больше передать знаний, а в том, чтобы поддержать их стремление и способность к самостоятельному поиску знаний.

Педагоги исходят из понимания того, что образование дошкольников – по сути самообразование, - это непрерывный самостоятельный процесс, который происходит ежедневно у ребенка.

Дети от 3 до 7 лет не делятся на отдельные группы, а могут свободно объединяться по интересам. Воспитатели закрепляются не за группой детей, а за помещением. Они выстраивают пространство, в котором ребенок сам получает опыт.

Так, ребенок может посетить исследовательскую лабораторию. Она может быть оборудована не только как живой уголок, но и как «мастерская» для разбирания и собирания техники: пылесоса, миксера. В процессе разборки они могут обнаружить, что именно сломалось и даже придумать, как это починить.

Детская кухня оборудована всей домашней техникой. Дети обсуждают сколько нужно продуктов для приготовления того или иного блюда, откуда берутся продукты, как их выращивают и т.д. Они готовят и организуют еду для себя и других: взвешивают помидоры, считают яблоки, размалывают крупу и кофе. Принимать пищу насильно их не заставляют.

В комнате конструирования дети могут не только просто играть в конструктор, но и заниматься проектированием. 

Спаленка, или «Страна грез» условно разделена на два помещения. В одной стороне – предметы для спокойных игр, а в другой спальные места в виде одинарных и двойных матрасиков, кроватки, диванчик, шатер. Ребенок выбирает удобное ему место. Пастельные принадлежности – плед и подушка с наволочкой.

Сначала дети играют в спокойные игры, затем укладываются (разрешается разговаривать шепотом), слушают спокойную музыку, принимают массаж, не предполагающий прямого контакта рук взрослого и тела ребенка. Затем следует чтение и после него по сигналу гонга наступает тишина, которую никто не смеет нарушать. Воспитатель для родителей записывает время и продолжительность сна ребенка.

Открытая площадка на свежем воздухе – одна на всех. Деления на групповые участки нет. На участках обязательно есть столы, на которых стоит вода для питья.

Оснащение площадки – различные покрытия, ухоженные и дикие заросли, деревья по которым лазают дети. Для этого даже специально формируют крону.

Общению в саду уделяется особое внимание.

На входе в сад – флаги и приветствия на языках стран, дети которых посещают сад.  Воспитатели приветствуют детей на родном им языке, тем самым обеспечиваю эмоциональную поддержку.

В течение всего дня воспитатели и дети свободно обмениваются информацией. Нет ограничения в выборе тем. Есть два правила в общении: «Дать договорить до конца», «Нет правильного и неправильного, здравого и абсурдного». Любое мнение ребенка, любое высказывание имеет место быть.

К примеру такая ситуация. Дети играли с водой, переливая с одной емкости в другую. Один из мальчиков стал лить воду на землю. Вода попала детям на башмаки. Никто из взрослых не остановил его, пока игра не закончилась. Далее начался детский совет, на котором они обсуждали произошедшую ситуацию.  Обсуждение началось с вопроса «Весело играть с водой?» «Что бывает, когда играешь с водой?».

Дети пришли к выводу, что веселые игры могут закончиться мокрыми руками и ногами, мокрой одеждой, так как «когда весело не всегда думаешь, что будет потом».

Они приняли для себя решения:

«Не хочешь ходить мокрым – не играй с водой», или «

Можно быть очень аккуратным, но тогда не очень весело».

Кто-то решил, что нужно одеть непромокаемую одежду,

кто-то сказал, что «быть мокрым – значит закаляться и ничего не бояться», кто-то предположил, что «Если играть только с девочками, то никогда не будешь мокрым»

Таким образом, дети выбрали свой способ поведения.

 

 На таких детских советах дети могут делиться своими впечатлениями, переживаниями. Знаниями, идеями, вместе решить какой-то вопрос. Детский совет проводится ежедневно в 11 или 11.30.  Жесткой регламентации времени нет, так как дети могут быть увлечены какими-либо делами и смогут включиться в работу совета только после их завершения.

 

Каким образом строится планирование работы педагогов?

Цитата: «У нас есть собственные цели (педагогические) и есть цели, которые предлагают дети. К чему мы должны вести детей? И понимаем, что для каждого ребенка – это свои конкретные цели и средства их достижения всегда индивидуальны».

Планирование работы педагоги составляют сами каждый день все вместе. Это планирование нигде не фиксируется, ни на какой бумаге он не хранится. Здесь важен сам результат – результат развития каждого ребенка, вот он фиксируется в ежедневных наблюдениях. У воспитателей есть специально отведенное рабочее время, где в специально оборудованной комнате он может заняться бумажной работы.

 Идеи концепции «Эйнштейн» относительно взаимодействия с родителями воспитанников формулируются как партнерские. Двери для родителей всегда открыты. Несколько раз в месяц родители приносят в сад угощения, национальные блюда своей семьи, сервируют шведский сто и каждый ребенок выбирает себе угощение сам.

Для реализации творческого проекта сад может пригласить специалистов: дизайнера, художника, скульптора, музыканта, чтобы вместе с детьми, выбирая тему, материал, обсуждая задачи и распределяя обязанности, создать нечто уникальное. Это формирует сферу общих интересов у всего сада и семей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и эффективные работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образования» выступление на педсовете педагогических работников

  Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе....

Организация дошкольного образования в зарубежных странах. Детские сады Норвегии.

В Норвегии очень много детских садов как государственных, так и частных. Благодаря этому здесь нет огромных очередей как в России. Если по каким-либо причинам родители не желают отдавать ребёнка в дет...

Педагогическая деятельность в организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее в...

Справка об участии в семинаре по обмену опытом педагогических работников организаций дошкольного образования №592 от 31.08.2021

Мастер-класс по теме "Проведение занятий в подготовительной группе по воспитанию любви к Родине"...

Справка об участии в семинаре по обмену опытом педагогических работников организаций дошкольного образования №592 от 31.08.2022

Мастер-класс по теме "Проведение занятия в подготовительной группе по воспитанию любви к Родине"...