Главные вкладки

    Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
    материал на тему

    Гергей Наталья Петровна

    «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klas_triz.doc65.5 КБ
    Файл triz-tehnologii.pptm1.91 МБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд: 1

    Мастер-класс: «Применение методов технологии ТРИЗ

    в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»

    Слайд: 2

    Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ

    Задачи: повысить компетентность педагогов в сфере развивающей образовательной технологии ТРИЗ, дать представление о методах ТРИЗ, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ, с практическим применением, формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике.

    Материал: листы с заданиями, чистые листы, цветные карандаши, атрибуты для игры, карточки для рефлексии

    Время проведения: 15 мин.        

                                     

                                              Уважаемые коллеги!

          Тема моего мастер-класса «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

              Слайд 3

    Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  одна из инновационных технологий обучения детей творчески мыслить. Её создатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности, надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.  

         Слайд 4

     ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить ребенка мыслить системно и нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества

        Слайд 5

     ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий, проектной деятельности, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. В результате: у детей исчезает чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение,  внимание, повышается речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей

    Слайд 6

         Основная задача  технологии ТРИЗ– научить детей самостоятельно добывать информацию через поисковою деятельность, коллективные игры, организованные рассуждения.

    Слайд 7

    Основные методы  и приемы ТРИЗ технологии – мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод системного оператора, морфологический анализ,  метод Эмпатии, приемы фантазирования.

                                                      Ход проведения

    Этапы

    Деятельность мастера

    Деятельность ученика

    Вводная часть.  Мотивация на мастер-класс. Послушайте задачу и помогите мне её решить. У вас есть кошка, которую необходимо ежедневно кормить. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Оставить много еды за один раз нельзя – кошка ее съест, и всё равно будет голодать. Как поступить в этом случае? Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что и представляет собой творческое мышление

    Основная часть. Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на кажд  каждом этапе:

    1 этап.  Поиск сути - ставится проблема (вопрос), которую надо решить. Выявление противоречий. В игровой форме дети учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.

        Слайд 8

     

    Метод «Эмпатии» - полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то.

    Игра «Что изменилось?»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

    Ход игры: водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе и т.д. (не больше 3-3 изменений; все произведенные изменения должны быть видимы).

    Задача водящего подметить происшедшие изменения.

    Слайд 9

    Метод «Системный анализ» -всестороннее знакомство с предметом или явлением, который позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

    Игра "Лягушонок”

    Вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Система-лягушонок; Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система; Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

    Предлагают варианты своих ответов, суждений.

    В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

    Слайд 10

    Метод «Мозговой штурм» - совершенствование умения выделять противоречия в предметах. Выбирается объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта(с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации)

    Игра «Черное – белое»

    Ход игры: поднимается карточка с изображением белого домика - ответы положительных качеств объекта, а карточка с изображением черного домика–ответы  отрицательных качеств объекта.

     Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.).

    Предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей сказок по их домикам

    Слайд 11

    Метод маленьких человечков – используется при знакомстве детей с разными агрегатными состояниями веществ

    Игра «Твердое, жидкое, газообразное».

    По команде «Твердое!» нужно всем взяться за руки; по команде «Жидкое!» — руки на пояс и стоять или ходить по группе; по команде «Газообразное!» — нужно бегать. Например: (дерево, молоко, дым и др.) 

    Где живут газообразные человечки? 

    Выполнение движений

                                  2 этап. Разрешение противоречий –  этап мыслительной деятельности

    Слайд 12

    Методом «Морфологический анализ» - снимает инерцию мышления и позволяет увеличить число перебираемых вариантов. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены; учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных.

    Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Например: [с] и зелёные. Зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

    Надеваются очки разного цвета (формы) и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы).

    • 3 этап. Разрешение противоречий (решение сказочных задач и составление сказок). Речевые упражнения, игры, рисование, лепка, конструирование и т.д.

    Слайд 13

    Метод фантазирования – дети учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений

    Игра «Теремок».

    Ведущий раздает  различные картинки или предметы, и все по очереди «стучатся» в «теремок».

    «Зайти» в него можно только, если «гость» докажет, что он чем-то похож на «хозяина» (имеет сходство по каким-то признакам).

    Вариант игры

     -Тук, тук! Кто в теремочке живет?

    - Я — пчелка. А ты кто?

    - А я ножницы!

    - А чем вы на меня похожи?

    - У тебя жало острое, а у нас — концы.

    - Заходите в гости! и

    т. д.

    Придумывание загадок

    Котенок (какой?) -пушистый, ласковый, полосатый

    Кто (что) такой же? –ковер, мальчик, тигр 

    Предполагаемые

    ответы:

    Пушистый, но не ковер,

    Ласковый, но не девочка,

    Полосатый, но не тигр. (Котенок)

    Заключительная часть. Рефлексия

      Перед вами дерево. Если     вам понравилось и мастер-класс прошел плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-то не хватило - цветок, а если вам было не интересно-листок.    Спасибо!

    Выполнение задания

                    Притча по ТРИЗ «Волки, которых мы кормим»

           Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мастер-класс: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24» Гергей Наталья Петровна г. Бийск, 2018

    Слайд 2

    Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ Задачи : повысить компетентность педагогов в сфере развивающей образовательной технологии ТРИЗ, дать представление о методах ТРИЗ, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ, с практическим применением, формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике.

    Слайд 3

    Создатель технологии ТРИЗ – отечественный изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) ТРИЗ Т еория Р ешения И зобретательских З адач

    Слайд 4

    ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить ребенка мыслить системно и нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.

    Слайд 5

    В работе с детьми педагогам придерживаться следующего: Выслушивать каждого желающего! Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить! Интересно! Необычно! Любопытно! Импровизировать на занятиях, идти за логикой ребенка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

    Слайд 6

    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий, проектной деятельности, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность В результате: у детей исчезает чувство скованности преодолевается застенчивость развивается воображение, внимание, повышается речевая и общая инициатива повышается уровень познавательных способностей

    Слайд 7

    Основная задача технологии ТРИЗ– научить детей самостоятельно добывать информацию

    Слайд 8

    Методы технологии ТРИЗ: «Мозговой штурм» , «Эмпатии» , «Системный анализ», «Метод маленьких человечков» , метод «Фокальных объектов», «Морфологический анализ», « Метод фантазирования» ,

    Слайд 9

    Метод «Эмпатии» - полное отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Игра «Что изменилось?» Цель: развитие внимания и наблюдательности, необ­ходимых для эффективного общения. Игра Что изменилось?» Ход игры: водящий выходит из комнаты. За это время про­изводится несколько изменений в дежде, прическе и т.д. (не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

    Слайд 10

    Метод «Системный анализ» Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Игра "Лягушонок ”(противоречиями, которую дети решают с помощью алгоритма) Вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” ( Система - лягушонок ; Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система ; Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем

    Слайд 11

    Метод «Мозгового штурм» - совершенствование умения выделять противоречия в предметах. Выбирается объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта(с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации) Игра «Черное –белое» Ход игры: поднимается карточка с изображением белого домика - ответы положительных качеств объекта, а карточка с изображением черного домика–ответы отрицательных качеств объекта. Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.), кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.).

    Слайд 12

    Метод Маленьких Человечков (ММЧ) Метод используется при знакомстве детей с разными агрегатными состояниями веществ . Игра «Твердое, жидкое, газообразное». По команде «Твердое!» нужно всем взяться за руки; по команде «Жидкое!» — руки на пояс и стоять или ходить по группе; по команде «Газообразное!» — нужно бегать. Например: (дерево, молоко, дым и др.)

    Слайд 13

    Метод фантазирования Котенок (какой) Кто (что) такой же? Пушистый Ковер Ласковый (НО НЕ) Мальчик (девочка) Полосатый Тигр Пушистый, но не ковер, Ласковый, но не девочка, Полосатый, но не тигр. (Котенок) дети учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений Придумывание загадок

    Слайд 14

    Метод морфологического анализа снимает инерцию мышления и позволяет увеличить число перебираемых вариантов. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены; учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных . Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Например: [с] и зелёные. Зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д. Дети одеваются очки разного цвета (формы) и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы).

    Слайд 15

    Спасибо за внимание! Творческих успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

    laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

    Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

    Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

    Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

    Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

    Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

    Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

    laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»....