Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
методическая разработка (старшая группа)

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи мастер-класса представлены на слайде.

В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklaass_suhankina_o.s.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи мастер-класса представлены на слайде.

В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня, завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. 

В своей работе, я использую технологию ТРИЗ в кружковой работе «Я познаю мир с ТРИЗ» со старшими дошкольниками и в режимных моментах.

Технология ТРИЗ - это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем".

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Давайте начнем с самых традиционных методов, которые мы систематически используем в своей работе.

1. «Хорошо – плохо»(можно начинать с 5 лет) Метод противоречий.

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

То есть вопросы задаются по принципу«что-то хорошо — почему?»«что-то плохо — почему?».

Могут быть различные вопросы: насекомые- хорошо и плохо, солнце, животные и т. д.

2 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Ход игрывыбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.

Игра №2 «Найди лишнее слово». Системность и системный разбор. (начинать с 4 лет, постепенно усложняя)

Цель:   упражнять   на   развитие   мыслительных   процессов обобщения,  отвлечения, выделения существенных признаков объектов. Описание игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.

1. Найдите лишнее слово в каждой строчке:

Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).

Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)

2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:

Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.

Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

Город - автомобили, здания, улицы, велосипед , супермаркет т. д.

3. Игры с палочками (6-7лет) Развитие творческого воображения.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что это похоже?», «Найди сходства», «Найди различия».

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки ( арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

1. Перед вами дом, выложите его из палочек.

- Переложите 3 палочки так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Стрелками отмечены действия:

- Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.

- Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.

2. Из девяти палочек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник

Уберите 2 палочки так, чтобы осталось только 2 треугольника.

4. Один из Методов ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм. (5-7 лет)

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

-подготовка к празднику, что можем придумать;

-как нарисовать картинку если нет карандаша

-как не намокнуть под дождем;

-как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

5)Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо".

5. Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

6. «Старые» сказки с новыми предметами

Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы

Цель: вспомнить сказки:, «Золушка», «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон»,

. Рассказать, как изменится знакомая сказка, если у главного героя появятся названные предметы:

Золушке - пластиковую карту (кредитную).

У Буратино (волшебная палочка).

Карлсону - шапку-невидимку.

Красной Шапочке - мобильный телефон.

В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения.

Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения. Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей. Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»....

Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер- класс для педагогов  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...