Портфолио дошкольника
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рассказывается о том,как можно оформить портфолио дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_doshkolnika.pptx1.19 МБ
Файл proekt_portfolio_doshkolnikadocx.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я работаю по т ехнологии исследовательской деятельности «Портфолио дошкольника» Выполнила Зверева Ольга Сергеевна МБДОУ №33 г.Нижнекамска слушатель ДПП повышения квалификации по теме «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс ДОО в условиях реализации ФГОС» 23 февраля 2017 года

Слайд 2

Актуальность проекта В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио»

Слайд 3

Изучить возможность введения портфолио дошкольников в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в создании взаимодействия детского сада и родителей. Цель проекта

Слайд 4

- изучить теоретические основы введения «Портфолио» ребенка - организовать работу с родителями по ведению портфолио своего ребенка - укреплять взаимодействие с семьями воспитанников формировать у детей образ Я и в тоже время уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых, формировать гендерную принадлежность ребенка -развивать любознательность и познавательную мотивацию воспитанников Задачи проекта

Слайд 5

Мой проект долгосрочный рассчитан на пять лет. Первый этап – подготовительный, организационный – один год: 2015 год. Второй этап- основной, реализационный он наиболее продолжителен по времени почти 4 года- начался в 2016году и будет продолжаться до 2019года Третий этап-, организация заключительный- апрель 2019 года Сроки реализации проекта

Слайд 6

Условия и ресурсы реализации проекта Создание в группе атмосферы доброжелательного отношения к каждому ребенку. Творческая организация в реализации данного проекта. Единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Слайд 7

Виды портфолио

Слайд 8

Рубрики портфолио

Слайд 10

Основное содержание: теоретико-методологические основания и методическая разработка по теме проекта, внедрение проекта в практику

Слайд 11

-создание картотеки готовых шаблонов «Портфолио дошкольника» - привлечение родителей воспитанников к активному взаимодействию по оформлению портфолио; - укрепление взаимодействие с семьей воспитанников, повышение заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с организациями образования ; -развитие положительного отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, способности представлять сверстникам и близким собственные достижения Ожидаемые результаты проекта

Слайд 12

Технология «Портфолио дошкольника» - один из эффективнейших методов в создании тесного взаимодействия детского сада и семьи, которая способствует укреплению современной семьи; И дает большой толчок к личностному росту и самосознанию ребенка. Заключение



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нижнекамский педагогический колледж»

Я работаю по технологии исследовательской  деятельности

«Портфолио дошкольника»

Итоговая работа

Выполнила:

Зверева Ольга Сергеевна

МБДОУ №33 г.Нижнекамск

Слушатель ДПП повышения квалификации по теме «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс ДОО в условиях реализации ФГОС»

Итоговая работа допущена к защите

Куратор___________Н.К.Дорофеева

Рецензент:_________

23 февраля 2017 г.

Наименование  проекта

 

Технология исследовательской деятельности «Портфолио дошкольника»

Актуальность проекта

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека

Цель

        Изучить возможность введения портфолио дошкольников в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в создании взаимодействия детского сада и родителей.

 

Задачи проекта

- изучить теоретические основы введения  «Портфолио» ребенка, определить форму и содержание портфолио; создать картотеку готовых шаблонов «Портфолио дошкольника»

- организовать работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», целесообразности ведения портфолио своего ребенка с дошкольного возраста; привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию  по оформлению и ведению  портфолио;  

 - укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с организациями образования; активизировать взаимодействие в системе « педагог-ребёнок-родитель»;

-развивать общение ребенка  со взрослыми и сверстниками;

формировать образ Я, уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых,формировать гендерную принадлежность

-развивать любознательность и познавательную мотивацию

 

Сроки реализации проекта ( этапы реализации проекта)

Мой проект долгосрочный рассчитан на пять лет.

Первый этап – подготовительный, организационный – один год: 2015 год. Он включал в себя:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы коллег в сети Интернет по теме исследования;

-понятий, касающихся темы проекта;

-возможности участия родителей  в совместной проектной деятельности;

-разработка структуры портфолио;

-создание картотеки готовых шаблонов «Портфолио дошкольника».

Второй этап- основной, реализационный  он наиболее продолжителен по времени почти 4 года-  начался в 2016году  и будет продолжаться до 2019года:

заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.

Третий этап- заключительный- подведение итогов, организация выставки портфолио на собрании будущих первоклассников в детском саду с приглашением учителей начальных классов общеобразовательного лицея №14 - апрель 2019 года.

Условия и ресурсы реализации проекта

 Для достижения поставленных целей первостепенное значение имеют забота о эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии детей.

Создание в группе атмосферы доброжелательного отношения к каждому ребенку.

Творческая организация  в реализации данного проекта.

Единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Соблюдение преемственности  в работе детского сада и школы.

Работа по реализации проекта  внедрение в жизнь детского сада портфолио дошкольников  должна быть непременно систематической и целенаправленной и всячески поддерживаться педагогом, начиная с первых дней реализации проекта и на протяжении всего пути. От  педагогического мастерства воспитателя, его культуры и любви к детям, уважения к родителям воспитанников, их семейных ценностей, завит успех данного проекта. Заботясь о всестороннем развитии детей воспитатель, совместно с семьей должен стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

При реализации проекта надо помнить, что портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы все  вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике.  Надо  вовремя подсказать родителям  о необходимости дополнить количество разделов или заметить их качественно, руководствуясь собственной фантазией и опираясь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории.

        Если у дошкольника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.

        Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

        Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер, к тому же бывают форс-мажорные обстоятельства, когда вест труд может в одночасье пропасть.

 Поэтому предпочтительнее традиционные портфолио в виде папки.

1. Одно из главных условий  при создании портфолио– это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей, и для родителей.

         Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. Переодически можно делать выставку в приемной для других родителей.Иногда ребенок берет своё портфолио домой, чтобы пополнить его. Но самое главное место портфолио- в своей родной группе, чтобы ребенок в любой момент мог взять свое портфолио, посмотреть его, что- то вспомнить, о чем то поговор ить с друзьями.

5.   Вид, структуру и содержание портфолио дошкольника определяет, либо педагог, если родители затрудняются, либо члены семьиБ что , конечно предпочтительнее.также обязательно необходимо считаться и с мнением ребёнка.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.). Опыт показал, что удобно  это делать 1 раз в месяц, но наверное, в каждой конкретной  группе это по разному.

        Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чаще всего в ДОУ используются:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

3.Электронное портфолио

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации

4. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  • «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
    - «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
    - «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
  • «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  • «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
  • «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  • «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
  • «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
  • «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  • «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

        Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

 

1.Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течении дня.

2.Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.

3.При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»

4.Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5.По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.

6.По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.

7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.

Основное содержание: теоретико-методологические основания и методическая разработка по теме проекта, описание его внедрения в практику ДОО

Согласно статьи 64.» Дошкольное образование» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в том числе и в плане реализации проекта «Портфолио дошкольника».

    Как пишет Выготский Л.С.: « У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: "ребенок – взрослый" и "ребенок – дети". В детском учреждении возникает новая структура этих отношений. У ребенка старшего дошкольного возраста система "ребенок – взрослый" дифференцируется: "ребенок – воспитатель" и "ребенок – родители". Система "ребенок – воспитатель" начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система "ребенок – воспитатель" становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Поэтому включение родителей в работу по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», целесообразности ведения портфолио своего ребенка с дошкольного возраста; привлечение родителей воспитанников к активному взаимодействию  по оформлению и ведению  портфолио очень важный аспект, который   укреплять взаимодействие с семьей  воспитанника, повышает заинтересованность родителей в результатах развития собственного  ребенка и совместной деятельности с организациями образования; активизирует взаимодействие в системе « педагог-ребёнок-родитель»;развивает общение ребенка  со взрослыми и сверстниками;

Алгоритм работы над портфолио

  1. Постановка цели:  должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  2. Определение  вида портфолио.
  3. Определение  временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
  4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.
  5. Презентация портфолио.

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка» может быть представлена следующим образом:

Работа педагога

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

  1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
  2. Разработка структуры портфолио.
  3. Оформление образца портфолио ребенка
  4. Презентация образца портфолио.
  5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.
  6. Презентация портфолио ребенка
  1. Рассматривание образца портфолио.
  2. Индивидуальная беседа с детьми.
  1. Индивидуальная работа педагога с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
  2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

Механизм реализации проекта. Работа выстраивается в двух направлениях:

-с детьми в совместной деятельности детей и педагогов;

- с родителями- посредством проведения психолого-педагогической работы,  вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад-семья»

Критерии оценивания

        Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

- творческий подход к оформлению;

- интерес и желание ребенка;

- значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

Основную роль   в ведении портфолио ребенка  играют родители. Они  не только источник информации, реальные помощники и поддержка своему ребёнку, но и непосредственные участники, которые испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

        Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио.

        Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

        Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

        Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт, который, пригодится в начальной школе.

        Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и воспитателей, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

        Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии « ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

Ожидаемые результаты проекта

-создание картотеки готовых шаблонов «Портфолио дошкольника»

- привлечение родителей воспитанников к активному взаимодействию  по оформлению портфолио;  

 - укрепление взаимодействие с семьей воспитанни, повышение заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с организациями образования ;

-развитие положительного отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, способности представлять сверстникам и близким собственные достижения;

-формирование у детей интереса к достижениям и успехам сверстников

 -  выставка – презентация портфолио дошкольников.

Заключение  

        Таким образом можно констатировать, что введение  в практику работы детского сад «Портфолио дошкольника» - один из эффективнейших методов  в создании тесного взаимодействия детского сада  и семьи, который укрепляет  союз детского сада и семьи,   повышает заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с  детским садом; активизирует  взаимодействие  всех в системе « педагог-ребёнок-родитель».

         Данная технология  активно развивает  общение ребенка  со взрослыми и сверстниками.

        Помогает  ребенку сформировать  образ Я, гендерную принадлежность и в тоже время  способствует становлениюуважительное отношения  к другим детям, продуктам их труда, развивает любознательность и познавательную мотивацию детей.

                Также работа по данной технологии, как показала практика, способствует  становлению более близких взаимоотношений в семьях воспитанников.

  Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность родителям и воспитателям лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей.

 

Обзор литературы по рассматриваемой проблеме

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

2.Вераксы Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы- М.,2015

3.Выготский Л.С. Учение об эмоциях - М.,1967.

4.МайерД. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада. // Вопросы психологии. 2015. №5.

5.Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания.- М.,2013 6.Прутченкова А.С. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного     Возраста.- М.,2015.

7.Полат  Е.С. Развитие общения дошкольников со сверстниками.– М.,      

     2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио дошкольника

   Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А...

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

Портфолио дошкольника

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника...

Портфолио дошкольника

Портфолио дошкольника: особенности, цель, структура, рекомендации. Отдельным файлом образец титульных листов к каждому разделу, временный, пока не найдете найболее подходящий вариант оформления. На за...

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...