ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал на тему

Задорожняя Татьяна Владимировна

Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Познавательная активность является важным качеством личности.

Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников одна из самых актуальных в педагогике, поскольку взаимодействие ребенка с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, так как  активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности

Ряд исследователей (Голубева А.Н., Денисенкова Н.С., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Князева С.Л.) указывают на то, что подъем познания  в старшем дошкольном возрасте наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, в тяготении к определенным видам занятий. Познавательная активность к различным областям знаний и видам деятельности, интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию  именно  познавательная активность  ребенка к различным областям знаний, формирует также навыки сотрудничества.

Так почему же именно в отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность»? Потому, что это  активность, возникающая по поводу познания и в его процессе выражается в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявление творчества, в умении осваивать способ познания и применять его надругом материале.

        

Примеры исследования у детей  познавательной активности.

МЕТОДИКА "СКАЗКА" разработана – Н. И. Гуткиной        
Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, коробка с чем-либо, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит  к педагогу  и  просит дочитать  сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ *

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.  Мороз расхвастался:

-   Я   самый   сильный в лесу.    Любого одолею,    заморожу,    в сосульку превращу.

-   Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц.

-   Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай, согласился заяц. **

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит –

Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора надеревья лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".

Методика Д. Векслера «15 заданий»

Цель: Диагностика  интеллектуального развития ребенка.

Новое применение

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог показывает детям изображения различных старых вещей. Затем просит рассказать, как они смогут использовать эти вещи необычным способом.

Педагог. Все знают, для чего нужны тарелка или кастрюля, полотенце или скатерть. Но ведь все эти предметы можно использовать не только по прямому назначению. Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения. Придумайте не менее десяти новых применений таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, зубная щетка, консервная банка.

Дети придумывают.

С использованием приема решения проблемных ситуаций.

Как слоненку переправиться через реку, если он не умеет плавать?

Цель: учить решать задачи-противоречия.

Педагог. Далеко-далеко, в африканских джунглях, жил маленький слоненок. Однажды на берегу реки он засмотрелся на яркую бабочку и отстал от мамы. Слоны переправились через реку, а малыш остался. Плавать он не умеет, но ему обязательно нужно добраться до стада: там его охраняют и защищают. Итак, чтобы выжить, слоненок должен переправиться через реку к стаду, но он не может этого сделать, так как не умеет плавать. Как помочь слоненку переправиться через реку?

Дети отвечают.

Как сохранить кусочек зимы летом?

Цель: учить выражать идеи в речи.

Педагог говорит, что людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом? (Педагог выслушивает все версии, и они совместно обсуждаются.)

Что будет?..

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий. Педагог. Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы из крана на кухне полился апельсиновый сок.

Дети отвечают.

Из тучи вместо дождя стал падать изюм. Дети отвечают.

Люди придумали таблетки от сна. Дети отвечают.

Почему это произошло?

Цель: та же.

Педагог предлагает детям назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций.

Во всем доме погасли все электрические лампочки.

Дети отвечают. Стоящее во дворе дерево облеплено птицами.

Дети отвечают. Речка вышла из берегов и затопила луга.

Дети отвечают.

♦ С использованием приема самостоятельного выдвижения идей.

Для детей 5—6 лет

Следы невиданных зверей

Цель: развивать творчество при рисовании на заданную тему.

Педагог говорит, что в одном стихотворении А.С. Пушкина есть строчка: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...». Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Предлагает детям нарисовать следы Бабы Яги, Водяного, Кощея Бессмертного, Лешего, Кикиморы.

Фантастические животные

Цель: стимулировать творческое мышление в изобразительной деятельности.

Педагог. Представьте, что мы с вами прилетели на необычную планету. Она населена фантастическими животными, которые живут везде: в воздухе, под землей, на земле. Эти звери плавают, летают, ползают. Среди них есть красивые и страшные, добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей земных животных, другие совсем не похожи ни на одно из животных нашей планеты. Среди них есть и такие, которые передвигаются с помощью техники: ездят на гусеницах, как танк, летают с пропеллером, как вертолет. Вообразите, представьте этих животных. Нарисуйте одного из них.

Дети выполняют.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                                         Задорожняя Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...

Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"

Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого во...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...