Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"
материал (старшая группа) по теме

Задорожняя Татьяна Владимировна

 

Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchas_zadorozhnyaya.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №46 «Кот в сапогах»

Обобщение опыта

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через ТРИЗ технологию

Воспитатель: Задорожняя Т.В.

Нижневартовск 2013г

Познавательная активность является важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности. В психолого – педагогической литературе рассматриваются различные стороны активности человека. В словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.

        Так в отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность». Это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявление творчества, в умении осваивать способ познания и применять его на другом материале. Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального, имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности»

Познавательная активность   в психолого-педагогической литературе определяется как:

  • психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В.Вилькеев);
  • готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н.А. Половникова);
  • умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного   (Т.И. Шамова);
  • проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н. Аристова);
  • личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

                Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка. Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом  Альтшуллером  Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических     задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности

          Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Взрослый не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задается вопрос, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Так, была определена поэтапная организация формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии.  

 

 Этапы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Этапы

Содержание

Методы

    Суть метода

Предполагаемые задания

1.Мотивационный

Стимулирование познавательных мотивов

Системный оператор

  • стимулировать каждого ребенка на их поиск,
  • создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
  • формировать умение спрашивать, наблюдать.

«Кубики»,

«Оригами»

«Необитаемый остров»

«Предложи выход из ситуации»

«Эмпатия»

2.Выявление противоречий в объекте, явлении

Когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо,что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Метод фокальных объектов.

Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.Дает возможность ребенку сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание на изучаемом предмете

-Игра « Как это раньше делалось?»

-Игра «Почему так произошло?»

-Д.у«Что общего?»

-Дидактическая игра  «Хорошо-плохо»

3.Разрешение противоречий

Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

Морфологический анализ.

Формирует у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

- «Как перенести воду»

-«Какой сосуд подойдет?»

- «Где тяжелее?»

4.Этап изобретательства

Научить детей искать и находить свое решение.

1.Мозговой штурм -

2.Моделирование

3Эксперементирование

 Формирует у  детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальные идеи выполнения заданий

-предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Этот  метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях  и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. 

В процессе эксперимента активизируютсяего мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализ и синтеза,сравнения и классификации.Следствием является   формирование познавательной активности

-

-«Спроектируй дворец»

-«Разработай новую модель часов»

-«Придумай новую игрушку»

-Д.у«Как уберечь продукты от мышей?»

-Д.у«Как не намокнуть под дождем?»

-Д.у«Как мышам достать сыр из-под носа кота?»

 -«Как оставить кусочек лета в зиму?»

-создание модели часов,ракеты; сделать схему участка, территории ДОУ…

См. приложение 7

  Представим содержательную характеристику каждого этапа:

        На первом этапе происходит  постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.  Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к  активности. На данном этапе организовывались игры, задания и упражнения на  стимулирование познавательного мотива.  В качестве примера приведем описание нескольких заданий:

Задания:

Система «Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система. Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?» (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

При выполнении данных  упражнений  старшие дошкольники:  

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем познавательной активности дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес кзаданиям:

  • художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы),
  • выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).

Для анализа  познавательного мотива спрашивали: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о…

Второй  этап– это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.Здесь формируется уровень интеллектуальных умений и проявляются положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности. С детьми проводились игры, задания и упражнения «Что общее между цветком и деревом?», «Что общее между плакатом и дверью?», «Что необходимо для роста цветов?», «Почему вода необходима всему живому,но и губительна,если ее много?», «Солнце – это хорошо и плохо» (Хорошо- греет, плохо - может сжечь).

Игра «Черное-белое».

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга».Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся и т.д.).

Игра «Наоборот» или «Перевертыши» (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход и т.д.).

Данные игры, задания и упражнения имеют общеразвивающий характер, предполагают последовательное, целенаправленное формирование интеллектуальных умений ребенка.

Третий этап – разрешение противоречий. Ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии. Самая распространенная игра  – игра «Данетка».  Она дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

        Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

 

Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме:

 

Примечание:

  1. Ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
  2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
  3. Загадываются объекты реального мира.

Задание

Детям формулируют  противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Также предлагаются игры с противоречиями, которые  дети решают с помощью алгоритма. Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?».

Ответы детей: (На черного зайца,  легче охотиться лисе.Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить. Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его).

На четвертом этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий.

Например:

- придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть;

- придумайте новую игрушку;

- спроектируйте дворец;

- разработайте новую модель часов.

В основу работы детей с моделями был заложен следующий алгоритм действия:

1) подбор моделей соответствующих проводимым опытам и экспериментам;

2) построение моделей;

3) зарисовка моделирования в журналах лабораторных исследований.

Для  того,чтобы игры, упражнения   проходили динамично и интересно важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка». А также для этого необходимо:

- Организовать их  проведение  таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

- В конце поводятся итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др. (в старшем дошкольном возрасте). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз о …»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др.

- Иметь специальную игрушку – героя занятий,игры… который помогает воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться помогает с ее помощью существенно увеличить активность и заинтересованность детей. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «лошарик» и т.п.

- Быть готовыми использовать «тризовский» подход и в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

- В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»  Своё выступление я хочу начать с эпиграфа: Альберта Эйншт...

Проект "Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий"

Актуальность     Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способно...

статья " Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через внедрение технологий QR- код"

Использование информационно- коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания.  Постепенно компьютерные технологии входят и в систему дошкольно...