Главные вкладки

    Методическая разработка "Путешествие в молочную страну" для детей старшего дошкольного возраста.
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Павленко Наталия Валериевна

    Дети дошкольного возраста не знают о пользе молока и молочных продуктов, не употребляют их для развития организма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_moloko.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка "Путешествие в молочную страну"

    (занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

    Тема занятия: Путешествие в молочную страну
    Актуальность проекта: Молоко является очень важной и незаменимой составляющей детского питания. Природа сделала так, чтобы молоко было богато биологически активными веществами, причем в сочетаниях, наиболее полезных для живого организма и которые ему будут нужны для развития и поддержания жизненных функций.
    Высокая пищевая ценность молока состоит в том, что оно содержит около 200 жизненно необходимых для человека веществ: до 20 аминокислот, около 60 жирных кислот, целый набор сахаров, большое количество минеральных веществ, все виды витаминов, известных в настоящее время, фосфатиды, ферменты, гормоны, микроэлементы, и другие вещества, которые необходимы для нормального функционирования организма человека. Это исключительный продукт среди продуктов животного происхождения, необходимый в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети любят молоко и готовы с удовольствием есть блюда на основе молочных продуктов (бутерброды с маслом, запеканки творожные, молочные каши и супы и пр.)
    Проблема: дети дошкольного возраста не оценивают значения употребления молока и молочных продуктов для сохранения и укрепления здоровья, их роли в развитии организма.
    Цель занятия: закрепить знания детей о пользе молока и молочных продуктов.

    Задачи:
    • учить детей осознанно относиться к своему питанию;
    • расширить знания детей о молочных продуктах, их получении;
    • продолжать формирование у детей представление о ценности здоровья, желания вести здоровый образ жизни;
    • развивать зрительную память и мышление детей; развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас;
    • воспитывать умение работать в коллективе;
    • развивать координацию и мелкую моторику рук; умение ориентироваться в пространстве.
    Предварительная работа: 
    Беседа с детьми о молоке и молочных продуктах.
    Разучивание музыкально - ритмической игры "Шёл козёл по лесу".
    Оформление:
    Помещение, в котором предполагается занятие, заранее необходимо тематически оформить. Подготавливается стенд (школьная доска) с размещённой на нем информацией о здоровом питании, изображениями молока и молочных продуктов.
    На стол воспитателя помещаются песочные часы.
    Оборудование:
    • Стенд «Молочная страна»
    • Баллы в виде напечатанных стаканов молока
    • Раздаточный материал для участников: карточки с изображениями различных молочных продуктов
    • Сказочные персонажи незнайка и Бурёнка (куклы или переодетые в них ведущие)
    • Волшебный цветок с загадками, изображение голубя, конверт с письмом, плакат с нарисованной коровой
    • Наборы муляжей молочных продуктов
    • Музыкальные композиции « На лугу пасутся…», «Шёл козёл по лесу»
    • Песочные часы
    • Мультимедийное оборудование, презентация по теме занятия
    • Стол и стулья для игроков.

    Ход занятия «Путешествие в Молочную страну»

    Дети, у нас с вами сегодня занятие необыкновенное. Мы совершим путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся и о чём будем говорить, вам необходимо отгадать загадку:
    От него — здоровье, сила
    И румянец щёк всегда.
    Белое, а не белила,
    Жидкое, а не вода.
    Молоко. Совершенно верно. Молоко иногда называют первым продуктом в диетологии, подчеркивая его роль в лечебном питании.
    История молока как продукта и лечебного средства уходит в глубокую древность. Задолго до нашей эры египтяне использовали молоко в пищу, а также для лечения различных заболеваний. Знаменитый Авиценна, живший более тысячи лет назад, считал молочные продукты лучшей пищей для людей пожилого возраста.
    Лечебные свойства молока широко используются в медицинской науке и практике.
    Молочная пища полезна и здоровым людям любого возраста, поэтому молоко и молочные продукты должны занимать одно из главных мест в питании. Диетологи утверждают, что молочные продукты жизненно необходимы человеку, ведь они содержат белки, жиры, витамины очень полезные организму человека. Очень важно, что молочные продукты благоприятно влияют на кишечник, что способствует укреплению иммунитета и профилактике различных заболеваний.
    Какие же полезные вещества входят в состав кисломолочных продуктов?
    1) Кальций. Все молочные продукты рекордсмены по содержанию кальция. Он просто необходим для наших костей, для нервной системы. Особенно кальций необходим для растущего организма детей, чтобы кости развивались должным образом и зубы были крепкими.
    2) Витамин А. Очень ценный витамин для иммунитета, для красоты кожи, ногтей, укрепления зрения.
    3) Витамин D. Всем известно, что этот витамин необходим для усвояемости кальция, в молочных продуктах есть и кальций и витамин D, некоторые продукты содержат только кальций, поэтому для его хорошего усвоения мы должны еще и употреблять продукты, содержащие витамин D.
    4) Белок. Это основной элемент из него состоят наши мышцы и кости. Главный строитель нашего организма.
    А путешествие наше будет в Молочную страну. С нами вместе туда отправятся наши друзья-помощники. Это Незнайка и…кто - отгадайте снова загадку:
    Выгоняли рога
    Погулять на луга.
    И рога вечерком
    Прибрели с молочком.
    Корова. Она будет помогать нам искать ответы на Незнайкины вопросы.
    За дверью звенит звоночек и появляется корова: Му- у - у!! Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Незнайка! Меня зовут Буренка. Я к вам приехала из Молочной страны.
    Незнайка:- Чего-чего? Это что ещё за страна такая? Ничего не знаю о ней, ничего не слышал… И кто там живёт?
    Корова: А вот чтобы узнать, кто живёт в Молочной стране, давайте, прямо туда и отправимся, и посмотрим! Ребята, садитесь на наш ковёр - самолёт!
    Наш ковёр – самолёт
    Отправляется в полёт!
    Дружно все мы сядем с вами,
    Полетим над облаками!
    Держим курс на Молочную страну!
    Ой, ребята, а куда мы попали? Что это?
    Изображение луга с пасущимися на нём коровами. Дети рассказывают о коровах, что они дают молоко, питаются травой.
    Незнайка: - А где живут коровы-то? Где же их дом?
    Бурёнка: Сейчас посмотрим. (Изображение фермы, загонов с коровами, доярки, машины – молоковоза.)

    Игра "Прикрепи корове хвост".
    Большой плакат с изображением коровы (без хвоста) вешается на магнитную доску. Ребенку даем в руки хвост, завязываем глаза, раскручиваем. Ребенку необходимо прикрепить корове хвост. Игра проходит под музыкальное сопровождение песня "Кто пасется на лугу? ".
    - Дети, а кто кроме коровы дает нам молоко? (Коза)

    Музыкальная игра "Шёл козёл по лесу".
    Незнайка: Ух ты! Понятно… А куда же теперь поехало молоко?
    Бурёнка: Молоко поехало…Но прежде чем мы отправимся за ним, давайте поближе познакомимся с жителями Молочной страны?! В этой стране живут разные молочные продукты. Какие молочные продукты вы знаете? Давайте поиграем?

    Игра с мячом «Назови продукт». Дети называют различные молочные продукты. Для подсказки висит стенд «Молочная страна» с изображениями молока, йогурта, творога и пр. За каждый правильно названный продукт команда получает балл.
    Бурёнка: Молодцы! Как много продуктов вы знаете, все их кушаете? Всегда?
    Ой , смотрите, голубь принёс нам письмо! Что же в нём?
    Распечатывают конверт, читают. Это жители Молочной страны услышали свои имена и предлагают ребятам дружить с ними. Согласны? Но для этого они приготовили загадки, в которых спрятаны их названия.
    Цепочка загадок для детей.
    Главный фермер дядя Вова
    Подоил с утра корову,
    Ведь она траву легко
    Превращает в …
    Молоко на всей планете
    Любят взрослые и дети.
    Если не сварить с ним кашу,
    Скиснет - будет …
    С простоквашей все непросто,
    Нужно пить ее для роста.
    А не любишь - бабушка
    Испечет …
    У оладушек дружок,
    Он похож на пирожок.
    Творог в нем сидит как пленник,
    И зовут его …
    Всяк вареник вверх всплывает.
    Каждый повар точно знает,
    Что все это не игра -
    Доставать его пора.
    После этой ванны странной
    Окунется он в …
    Ах, сметана! Блюд царица!
    Ей и суп, и борщ гордится.
    И в сметану влюблены
    Братья круглые …
    Блин не может укатиться,
    В приключения пуститься.
    Пачкать о тропинку бок
    Станет только …
    Колобка лиса поймает,
    Пополам его сломает,
    Смазав маслом, сунет в рот,
    Ведь теперь он …
    Бутерброд берут в дорогу,
    Чтоб перекусить немного.
    Всех туристов выручает
    Термос с ароматным …
    Чай придумали китайцы,
    Есть морковь - лесные зайцы,
    А Италия гордится
    Тем, что там возникла …
    Пиццу можно очень ловко
    Разогреть в своей духовке.
    Ну а повар бы нам смог
    В ней испечь большой …
    Где пирог, там будет праздник,
    Аромат гостей всех дразнит,
    Но, быть может, любишь ты
    С кремом сладкие …
    Торт разрежут на кусочки -
    Папе, маме, сыну, дочке.
    И придут к ним в гости снова
    Добрый фермер и корова!

    Незнайка: Вот это да, сколько много жителей живёт в этой стране…А кто же среди них главный?

    Конкурс капитанов. Капитанам команд предлагается выбрать самый главный продукт в Молочной стране (самый вкусный, самый полезный и т.п.) На основе размышлений, дети должны прийти к выводу, что это - молоко, из него изготавливаются все эти продукты. За самый правильный и быстрый ответ команды получают балл.
    Бурёнка: Молодцы, ребята! Справились с таким сложным заданием. Действительно, в Молочной стране молоко - самый важный и почётный житель.
    Незнайка: Это всё понятно теперь… А куда молоко-то поехало? Куда его молоковоз везёт? Ребята, как вы думаете?
    Появляется изображение молочного завода. Рассказ о судьбе молока и о работе молочной промышленности.
    Незнайка: А потом с молочного завода все эти продукты отправляются в …магазин, где их уже и покупают наши мамы и папы.
    Бурёнка: А дома они живут и хранятся в… холодильнике. Потому что молоко нужно хранить охлаждённым, подальше от других продуктов, так как оно быстро впитывает запахи.
    Незнайка: Ой! Посмотрите, какой чудо-цветок здесь вырос! Волшебный, наверное!
    Бурёнка: Да, Незнайка, это волшебный цветок. Посмотри, на каждом из лепестков у него для нас – загадки. Ребята, попробуем отгадать?

    Белая водица
    Всем нам пригодится.
    Из водицы белой
    Все, что хочешь, делай:
    Сливки, простоквашу,
    Масло в кашу нашу,
    Творожок на пирожок,
    Кушай, Ванюшка, дружок!
    (Ответ: Молоко)

    Очень любят дети
    Холодок в пакете.
    Холодок, холодок,
    Дай лизнуть тебя разок!
    (Ответ: Мороженое)

    Догадайтесь, кто такая?
    Белоснежная, густая.
    Сливки взбили утром рано,
    Чтоб была у нас ...
    (Ответ: Сметана)

    Что за белые крупинки?
    Не зерно и не снежинки.
    Скисло молоко — и в срок
    Получили мы ...
    (Ответ: Творог)

    Сделан он из молока,
    Но тверды его бока.
    В нем так много разных дыр.
    Догадались? Это ...
    (Ответ: Сыр)

    Мы на хлеб его намажем
    И добавим к разным кашам.
    Кашу не испортят точно
    Бело-желтые кусочки.
    (Ответ: Масло)

    Незнайка: Да, Бурёнка, эти девочки и мальчики хорошо знакомы с жителями Молочной страны! Молодцы!
    Бурёнка: Да, молодцы! А я вот им напоследок конкурс приготовила…ребята, вы готовы играть?
    Конкурс «Устами младенца». Представители команд выходят по очереди и вытягивают изображение молочного продукта. Никому не показывая картинку, они должны описать этот продукт, не называя его, так, чтобы другие участники догадались, о чём идёт речь. Команда, ответившая первой, получает балл.

    Заключительное слово:
    Бурёнка: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Молочную страну…
    Незнайка: Мы узнали, какой долгий путь ждёт молоко, прежде чем оно появится у нас в холодильнике. Познакомились с Молочной страной и её жителями, с которыми будем теперь дружить. Ведь правда, ребята?

    Молоко, молоко для здоровья нам дано!
    Молочные продукты – это замечательно!
    Очень вкусно и питательно!
    Молоко всем помогает,
    Зубы, дёсны укрепляет.
    Чувствуешь себя легко,
    Если пьёшь ты молоко.

    С ним расту я по часам
    И совет хороший дам:
    Вместо пепси, лимонада
    Молоко пить чаще надо.

    Список литературы
    1. Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006. – 208 с.
    2. Васильева, М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: метод. пособие / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
    3. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.А.Панкова.- М.: Айрис-пресс, 2008.-208с.- (Дошкольное воспитание и развитие)
    4. Дерюгина М.П. Детское питание. [Текст]: / М.П. Дерюгина.- Мн.: ООО «Хелтон», 1997.
    5. Зеленская, Н.И., Леонтьева, В.В.Занятия по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста[Текст]: методическое пособие / Н.И. Зеленская, В.В., Леонтьева.- Магадан: 2009 . – 160 с.
    6. Ильин М. «Сто тысяч почему» [Текст]: / М. Ильин -изд. Детская литература, 1960.- 125с.
    7. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств. [Текст]: / Ю.Ф. Змановский.- М.: «Советский спорт», 1990.-С.64: ил.
    8. Кисилева, Л.С., Данилина, Т.А., Лагода, Т.С., Зуйкова, М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-5-е из., испр. и доп.-М., АРКТИ, 2010.-96 с.; ил.(Развитие и воспитание)
    9. Панфилова, Н.Е. Молоко и здоровье. [Текст]: / Н.Е.Панфилова – Минск: «Урожай», 1972. – С. 35: ил.
    10. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования [Текст] / под общ.

    Дети:

    Как вкусно и сладко, и очень легко,

    Вечером, утром пить молоко!

    Из кружки и банки, а может, пакета,

    Впитывать вкус счастливого лета.

    Солнца и речки, травы и цветка,

    Все это входит в состав молока.

    Еще там закаты, есть и рассветы,

    Яблоки, груши, ромашек букеты.

    Речки, ручьи, озерца и канавки,

    Жуки и лягушки, сидящие в травке.

    Есть там улыбка и радость ребенка,

    Мурчанье, и громкое «Мяу» котенка.

    Счастье, любовь и мамы тепло,

    Какое же разное ты молоко

    Считалка

    (разучивается со всеми детьми)

    Слушал мамин я наказ

    И кефир пил в детстве - раз!

    А подрос едва-едва

    Творог кушал - это два!

    Обмакнул в сметану блин,

    Посмотри-ка - это три!

    Сливки я люблю густые.

    После три идет четыре!

    Масло в кашу добавлять

    Очень вкусно - это пять!

    Разных йогуртов не счесть,

    А в считалке – это шесть!

    Простоквашу пить не лень

    И полезно – это семь!

    Сыр созрел, ведь скоро осень!

    Было семь, а стало – восемь!

    И зачем овечке блеять?

    Брынза…

    Это стало девять!

    Кошки любят куролесить,

    Молоко пить - это десять!

    Все молочные продукты 

    Сосчитал я за минуту!

    Ведущий читает отрывки, дети отгадывают

    1. «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.

    Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)

    2. «Козлятушки, ребятушки!

    Отопритеся, отворитеся!

    Ваша мать пришла – молока принесла.

    Бежит молоко по вымечку,

    Из вымечка – по копытечку,

    Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)

    3. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой  побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)

    4. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

    Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

    Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

    Методические разработки. «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Актуальна проблема развития внимания у дошкольного возраста, особенно у детей с  общим недоразвитием речи, так как данный вид нарушения из года в год возрастает. У детей с общим недоразвити...

    Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

    «Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

    Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

    АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

    Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

    АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

    Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

    Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...