" История Старого Нового года" Методическая разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Брызгалова Елена Владимировна

Обогащение представлений детей и родителей о традициях  празднования Старого Нового года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlecheniya_staryy_novyy_god.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

                                                                                               Составила:

                                                             Воспитатель  ГБДОУ детского сада № 28

                                                           Брызгалова Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2016


Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной  программе ДОУ.

     В группе воспитывается 28 человек, в возрасте 4-6 лет, 13 из них мальчики. Дети в группе активные,  подвижные, любознательные, эмоциональные.

   Тема взята в преддверии новогодних праздников « Старый Новый год»

    Интеграция образовательных областей.

Во время проведения СОД интегрируется работа по следующим направлениям:  речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие и физическое развитие.

    Технологии, используемые при организации СОД:

игровые технологии, проблемная технология,  здоровьесберегающие  технологии, технология организации совместной деятельности, информационно –коммуникационные технологии.

     Формы и методы работы с детьми по образовательным областям.

  • Речевое развитие:  ( речь, как средство общения), предоставление возможности каждому ребёнку высказаться.
  • Социально –коммуникативное развитие:  информация подаётся детям в визуальной  форме, моделирование обучающей ситуации в процессе организации ситуативной игры.
  •  Познавательное развитие: дидактические игры, познавательно – исследовательская деятельность.
  • Физическое развитие: подвижные игры, этюд, координация движений под музыку.
  • Художественно -эстетическое развитие: пение, игры под музыку.

Планируемый результат:

  • Возникновение  интереса у  детей и родителей к  некоторым  традициям  русского народа.
  •  Получение  удовольствия от совместной  с родителями  деятельности .

Цель:  Обогащение представлений детей и родителей о традициях  празднования Старого Нового года.

Задачи

  1. Образовательные:
  • Закрепить знания о некоторых традициях русского народа.
  •    Познакомиться с Историей праздника Старый Новый Год.
  • Совершенствовать умения придумывать слова к рифмовке.
  • Закрепить умения отгадывать  загадки;
  •   Пополнение словаря по теме «Зима»

2.Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;

3.Воспитательные:

  • формировать положительные взаимоотношения среди детей ;
  • сформировывать  уважение к нравственным общечеловеческим ценностям;
  • способствовать привлечению родителей к совместной деятельности .

Оборудование для педагога:

Экран, проектор, презентация, музыка для игры.


История праздника Старый Новый Год

1 слайд:    История Старого Нового года.

2 слайд: Никому на свете не дано понять,
что такое: старый Новый год!
Только русский может разгадать,
что в его душе живет!
                                                   В. Евсеев

3 слайд:    История Старого Нового года.

История Старого Нового года уходит корнями в глубокую старину. Еще в языческой Руси Новый год отмечали 22 марта – в день весеннего равноденствия, встречая таким образом, обновление природы, наступление тепла и благоприятных перемен. Все это было связано с земледелием.

4 слайд:  

. После принятия на Руси христианства, новый византийский календарь стал вытеснять старый, традиционный. Новый год встречали 1 сентября. Долгое время в государстве приход нового года отмечали в разное время: часть областей весной, часть -  осенью. И только лишь в 15 веке официально определили дату Нового года 
- 1 сентября

5 слайд:  Во времена Петра 1

Вплоть до 1 сентября 1699 года на Руси праздновали Новый год таким образом. Пётр I, выдающийся реформатор, в том числе и уклада жизни своих подданных, повелел и издал указ о том, что празднование Нового года должно теперь быть
1 января.

Попутно Пётр ввёл новое летоисчисление от Рождества Христова.

 Старое летоисчисление от сотворения мира также допускалось. 

6 слайд:

Именно с этой даты новогодние празднества стали носить светский характер. Именно благодаря Петру I в России появилась главная новогодняя традиция – наряжать елку. Сам же Петр Великий перенял ее от немцев, которые ассоциируют вечнозеленое дерево с могучестью, молодостью и бессмертием. Увиденное показалось царю необычайно красивым, и поэтому он в своем указе «О праздновании Нового года» предписал всем украсить вход в свои дома сосновыми веточками. До самой своей смерти царь строго следил за тем, чтобы новогодние празднества проходили ярко, торжественно и ничуть не хуже, чем в других государствах.

7 слайд:  Новый год в России.

История во времена советской власти. После Великой революции, в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, в результате чего произошло смещение новогоднего праздника.

 В 1929 году так полюбившийся праздник был отменен.

Но праздновать Новый год люди не прекратили, просто теперь они стали это делать неофициально.

8 слайд:

Ситуацию изменила статья Павла Постышева, опубликованная в газете «Правда» в 1935, призывавшая народ организовать к Новому году елку для детей.

Люди, хранившие в памяти любимые традиции о красивом и светлом празднике, быстро откликнулись на призыв. Празднества вокруг елки стали проводиться в детских садах, школах, клубах.

9 слайд:

Начиная с тридцать первого декабря 1935 года, Новый год и его главный символ - елка вновь вошли в дома россиян и стали главным праздником в году, который до сих пор продолжает нас радовать каждое первое января

10 слайд:  Традиции на Старый Новый год.

                Этот день в старину носил название Васильева  дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания. Засевание зерен делали дети. Рано утром они разбрасывали немного жита по полу избы, а хозяйка дома должна была подобрать зерно с древним приговором. Считалось, что чем быстрее хозяйка подберет жито, тем богаче будет урожай. Зерно

хранилось до момента сева и добавлялось к остальным семенам.

11 слайд:

И ещё был своеобразный обряд – варение каши, и гадание по этой каше, крупа обычно была гречневая. Если каша наваристая  и рассыпчатая, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из кастрюльки, и сама не рассыпчатая – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, а кашу выбрасывали…

12 слайд:

Интересен обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запечёнными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина.

13 слайд:

Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой   театрализованное  зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

14 слайд:

А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако её с удовольствием соблюдают во многих областях России. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз.

Возможные сюрпризы (пример):

Мука — к мукам
Фасоль — к детям
Пуговица — к обновке
Сахар — жизнь (год) сладкая
Соль — не очень сладкая
Перец — жизнь с перчиком
Нитка — к дороге
Деньга — к деньгам

15 слайд:

Все  любили гадать, стараясь узнать, что принесет наступивший новый год

Гадали на картах и замороженной воде, на каше, с помощью воска, слушали колокольный звон и разговоры людей.

На праздник совершали разные обряды, считая, что они принесут здоровье и богатство

 


Развлечения:

1.Доскажи словечко

На дворе снежок идет,

Скоро праздник …(Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от …(елки).

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие… (блестят).

И качаются игрушки,

Флаги, звездочки, …(хлопушки).

Закутал ветер небо шелком,

Блестит, сверкая, наша …(елка).

И приглашает елка нас

Начать веселый … (пляс)

 Подвижная игра под музыку    «Мы повесим шарики…»

2. Шуточные аукционы

Кто знает больше “зимних слов”?

(Снежинка, буран, рукавица, Дед Мороз).

“Кто больше знает “зимних” сказок?”

(“Снежная королева”, “Лиса и Заяц”, “Снегурочка”, “Двенадцать месяцев»,Морозко,  Девочка Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д.).

3. Загадки о зиме

  • Годовой кусочек каждый день роняет листочек.

    Год пройдет-весь лист опадет. ( календарь)

  • Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

     радость детям принесла и на санках пронесла? (Зима)

  • Старик у ворот тепло уволок, сам бежит, стоять не велит. (мороз)
  • Бедный Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)
  • Текло, текло и легло под стекло(лед на реке)
  • Что за звездочки такие

     На пальто и на платке?

     Все сквозные вырезные,

     А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

  • Белая морковка, зимой растет. (Сосулька)
  • И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней)
  • Без рук и без ног, а ворота открывает (Ветер)
  • Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
  • Есть, ребята у меня, два серебряных коня, езжу сразу на обоих, что за кони у меня(Коньки)

4. Словесная игра   «Наряди ёлочку».   (Ребятам задают вопросы, они отвечают, чем можно ёлочку украсить) .

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вилки, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звёздочки лучистые?

5.    НОВОГОДНЯЯ ЗАРЯДКА

– Ну-ка, ребятки, встали! Вы у бабушки с дедушкой в деревне. Вышли утром во двор, а там – мороз трескучий. Ох, и холодно! Снегу навалило!

А мы согреемся: потопаем ногами! Веселей, быстрей! Теперь похлопаем руками в толстых рукавицах – хлопаем, хлопаем!

Смотрим, а дровишки-то кончились! Берем топоры, рубим дрова! Энергичней, дружней! Еще немного! Вот какую кучу нарубили!

А дорожка-то снегом запорошена! Взяли в руки лопаты! Чистим дорожки! А снег-то пушистый, морозный, сыпучий! Хорошо идет работа!

Ну, что же, поработали – можно и в снежки поиграть!

( “игра в снежки”.)

Хорошо! Вон как все разрумянились! Здоровье в порядке?

Все. Спасибо зарядке!

6.ИГРА «УСТАМИ МЛАДЕНЦА»

- Давайте вспомним о традиционных символах Нового года, о новогодних украшениях.

 Я сейчас буду зачитывать высказывания маленьких детей, а вы догадайтесь, о чем  идет речь. 

       

1. Мне очень нравится эта штука.

   От нее у взрослых бывает много хлопот.

   Один раз у нее внутри была маска зайца на резинке.

  Она похожа на гранату.

  У нее есть веревочка, за которую надо держаться. (хлопушка)

2. Они бывают разноцветными.

    Весь пол бывает усыпан ими.

    Однажды у мамы в голове они запутались, и она никак их не могла достать.

    Они, как снежинки, - падают, падают.

   Мой папа их дыроколом делает. (конфетти)

      3. Когда я был маленький , я их никогда не слышал.

            Они бывают только в Москве.

           Их по телевизору показывают ровно в двенадцать.

           А вообще-то они со стрелками. (куранты)

         

       4. Мой папа говорит, что от них может загореться дом.

            У меня их целая пачка.

  Люди с ними по улице ходят и машут руками.

            Их на елку нельзя вешать, но некоторые это делают.

            Они горят и искры разбрасывают. (бенгальские огни)

7. Узнай сказку по отрывку

1. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая. Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты , ни красоты. (Снежная королева)

2. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)

3. Иду на ногах, в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи.
(Заюшкина избушка)

4. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. 
(“Снегурочка”)

5. «На лошади с бубенчиком едет в лес по дрова крестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». ( Два мороза. Русская народная сказка).

8. Игра «слово в слове».

- Какие слова спрятались в слове СНЕГУРОЧКА.

9. Стихи  о Старом новом годе..

1.  Он же старый, он же новый,

Добрый славный год!

И стихи читаем снова,

Ведь пришел черед

Принимать гостей, подарки,

Близких и родных.

Самый радостный и яркий

Будет нынче стих.

2.   Пусть кружится в стройном танце

Белая метель.

Будет радость, будет счастье

И любви свирель!

3.    Белый праздник, белый конь.

Старый год и новый.

Разожги скорей огонь,

Чтоб отметить снова

Зиму, снег, метель, мороз!

Радость, счастье, песни

Поскорей бы ты принес –

4.   Рады мы старому новому году.

Я вас обнять и поздравить хочу.

Будем смеяться в любую погоду,

Будем подобны солнца лучу!

5.   Завтра на улицах снег будет тихо

Падать, кружиться. Кругом ни души.

Всем нам желаю счастливого мига.

Того, что у нас называется "жизнь".

Станет интересней!

УГОЩЕНИЯ, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методические разработки сценариев занятийдля детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по теме "Осенняя ярмарка"(сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей)

Яркий совместный праздник детей и родителей,во время которого зрители становятся активными участниками процесса.Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей через приобщение их к трад...

Презентация к методической разработке познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

Дети должны получить элементарные представления о зубах, их строении и значении в жизни человека.Дети должны получить элементарные представления об истории возникновения зубной щетки.У детей должны бы...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Встреча Старого Нового года с Хрюшей»

Сценарий развлечения для детей старшего  дошкольного возраста  «Встреча Старого Нового года с Хрюшей» разработан с целью доставить детям радость воспоминаний о новогодних пр...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей "СОРОКИ"

         Дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Дети с раннего возраста могут ощутить самобытность и неповторимое своеобразие русско...

Методическая разработка сценария развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»

Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению;- Совершенствовать навыки игры в подвижных играх;- Развивать устойчивое...