Главные вкладки

    " История Старого Нового года" Методическая разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Брызгалова Елена Владимировна

    Обогащение представлений детей и родителей о традициях  празднования Старого Нового года.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_razvlecheniya_staryy_novyy_god.docx38.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 28 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

    Методическая разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

                                                                                                   Составила:

                                                                 Воспитатель  ГБДОУ детского сада № 28

                                                               Брызгалова Елена Владимировна

    Санкт-Петербург

    2016


    Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной  программе ДОУ.

         В группе воспитывается 28 человек, в возрасте 4-6 лет, 13 из них мальчики. Дети в группе активные,  подвижные, любознательные, эмоциональные.

       Тема взята в преддверии новогодних праздников « Старый Новый год»

        Интеграция образовательных областей.

    Во время проведения СОД интегрируется работа по следующим направлениям:  речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие и физическое развитие.

        Технологии, используемые при организации СОД:

    игровые технологии, проблемная технология,  здоровьесберегающие  технологии, технология организации совместной деятельности, информационно –коммуникационные технологии.

         Формы и методы работы с детьми по образовательным областям.

    • Речевое развитие:  ( речь, как средство общения), предоставление возможности каждому ребёнку высказаться.
    • Социально –коммуникативное развитие:  информация подаётся детям в визуальной  форме, моделирование обучающей ситуации в процессе организации ситуативной игры.
    •  Познавательное развитие: дидактические игры, познавательно – исследовательская деятельность.
    • Физическое развитие: подвижные игры, этюд, координация движений под музыку.
    • Художественно -эстетическое развитие: пение, игры под музыку.

    Планируемый результат:

    • Возникновение  интереса у  детей и родителей к  некоторым  традициям  русского народа.
    •  Получение  удовольствия от совместной  с родителями  деятельности .

    Цель:  Обогащение представлений детей и родителей о традициях  празднования Старого Нового года.

    Задачи

    1. Образовательные:
    • Закрепить знания о некоторых традициях русского народа.
    •    Познакомиться с Историей праздника Старый Новый Год.
    • Совершенствовать умения придумывать слова к рифмовке.
    • Закрепить умения отгадывать  загадки;
    •   Пополнение словаря по теме «Зима»

    2.Развивающие:

    • Развивать фонематическое восприятие;
    • Развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;

    3.Воспитательные:

    • формировать положительные взаимоотношения среди детей ;
    • сформировывать  уважение к нравственным общечеловеческим ценностям;
    • способствовать привлечению родителей к совместной деятельности .

    Оборудование для педагога:

    Экран, проектор, презентация, музыка для игры.


    История праздника Старый Новый Год

    1 слайд:    История Старого Нового года.

    2 слайд: Никому на свете не дано понять,
    что такое: старый Новый год!
    Только русский может разгадать,
    что в его душе живет!
                                                       В. Евсеев

    3 слайд:    История Старого Нового года.

    История Старого Нового года уходит корнями в глубокую старину. Еще в языческой Руси Новый год отмечали 22 марта – в день весеннего равноденствия, встречая таким образом, обновление природы, наступление тепла и благоприятных перемен. Все это было связано с земледелием.

    4 слайд:  

    . После принятия на Руси христианства, новый византийский календарь стал вытеснять старый, традиционный. Новый год встречали 1 сентября. Долгое время в государстве приход нового года отмечали в разное время: часть областей весной, часть -  осенью. И только лишь в 15 веке официально определили дату Нового года 
    - 1 сентября

    5 слайд:  Во времена Петра 1

    Вплоть до 1 сентября 1699 года на Руси праздновали Новый год таким образом. Пётр I, выдающийся реформатор, в том числе и уклада жизни своих подданных, повелел и издал указ о том, что празднование Нового года должно теперь быть
    1 января.

    Попутно Пётр ввёл новое летоисчисление от Рождества Христова.

     Старое летоисчисление от сотворения мира также допускалось. 

    6 слайд:

    Именно с этой даты новогодние празднества стали носить светский характер. Именно благодаря Петру I в России появилась главная новогодняя традиция – наряжать елку. Сам же Петр Великий перенял ее от немцев, которые ассоциируют вечнозеленое дерево с могучестью, молодостью и бессмертием. Увиденное показалось царю необычайно красивым, и поэтому он в своем указе «О праздновании Нового года» предписал всем украсить вход в свои дома сосновыми веточками. До самой своей смерти царь строго следил за тем, чтобы новогодние празднества проходили ярко, торжественно и ничуть не хуже, чем в других государствах.

    7 слайд:  Новый год в России.

    История во времена советской власти. После Великой революции, в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, в результате чего произошло смещение новогоднего праздника.

     В 1929 году так полюбившийся праздник был отменен.

    Но праздновать Новый год люди не прекратили, просто теперь они стали это делать неофициально.

    8 слайд:

    Ситуацию изменила статья Павла Постышева, опубликованная в газете «Правда» в 1935, призывавшая народ организовать к Новому году елку для детей.

    Люди, хранившие в памяти любимые традиции о красивом и светлом празднике, быстро откликнулись на призыв. Празднества вокруг елки стали проводиться в детских садах, школах, клубах.

    9 слайд:

    Начиная с тридцать первого декабря 1935 года, Новый год и его главный символ - елка вновь вошли в дома россиян и стали главным праздником в году, который до сих пор продолжает нас радовать каждое первое января

    10 слайд:  Традиции на Старый Новый год.

                    Этот день в старину носил название Васильева  дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания. Засевание зерен делали дети. Рано утром они разбрасывали немного жита по полу избы, а хозяйка дома должна была подобрать зерно с древним приговором. Считалось, что чем быстрее хозяйка подберет жито, тем богаче будет урожай. Зерно

    хранилось до момента сева и добавлялось к остальным семенам.

    11 слайд:

    И ещё был своеобразный обряд – варение каши, и гадание по этой каше, крупа обычно была гречневая. Если каша наваристая  и рассыпчатая, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из кастрюльки, и сама не рассыпчатая – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, а кашу выбрасывали…

    12 слайд:

    Интересен обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запечёнными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина.

    13 слайд:

    Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой   театрализованное  зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

    14 слайд:

    А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако её с удовольствием соблюдают во многих областях России. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз.

    Возможные сюрпризы (пример):

    Мука — к мукам
    Фасоль — к детям
    Пуговица — к обновке
    Сахар — жизнь (год) сладкая
    Соль — не очень сладкая
    Перец — жизнь с перчиком
    Нитка — к дороге
    Деньга — к деньгам

    15 слайд:

    Все  любили гадать, стараясь узнать, что принесет наступивший новый год

    Гадали на картах и замороженной воде, на каше, с помощью воска, слушали колокольный звон и разговоры людей.

    На праздник совершали разные обряды, считая, что они принесут здоровье и богатство

     


    Развлечения:

    1.Доскажи словечко

    На дворе снежок идет,

    Скоро праздник …(Новый год).

    Мягко светятся иголки,

    Хвойный дух идет от …(елки).

    Ветви слабо шелестят,

    Бусы яркие… (блестят).

    И качаются игрушки,

    Флаги, звездочки, …(хлопушки).

    Закутал ветер небо шелком,

    Блестит, сверкая, наша …(елка).

    И приглашает елка нас

    Начать веселый … (пляс)

     Подвижная игра под музыку    «Мы повесим шарики…»

    2. Шуточные аукционы

    Кто знает больше “зимних слов”?

    (Снежинка, буран, рукавица, Дед Мороз).

    “Кто больше знает “зимних” сказок?”

    (“Снежная королева”, “Лиса и Заяц”, “Снегурочка”, “Двенадцать месяцев»,Морозко,  Девочка Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д.).

    3. Загадки о зиме

    • Годовой кусочек каждый день роняет листочек.

        Год пройдет-весь лист опадет. ( календарь)

    • Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

         радость детям принесла и на санках пронесла? (Зима)

    • Старик у ворот тепло уволок, сам бежит, стоять не велит. (мороз)
    • Бедный Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)
    • Текло, текло и легло под стекло(лед на реке)
    • Что за звездочки такие

         На пальто и на платке?

         Все сквозные вырезные,

         А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

    • Белая морковка, зимой растет. (Сосулька)
    • И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней)
    • Без рук и без ног, а ворота открывает (Ветер)
    • Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
    • Есть, ребята у меня, два серебряных коня, езжу сразу на обоих, что за кони у меня(Коньки)

    4. Словесная игра   «Наряди ёлочку».   (Ребятам задают вопросы, они отвечают, чем можно ёлочку украсить) .

    Разноцветные хлопушки?

    Одеяла и подушки?

    Мармеладки, шоколадки?

    Шарики стеклянные?

    Стулья деревянные?

    Плюшевые мишки?

    Буквари и книжки?

    Бусы разноцветные?

    А гирлянды светлые?

    Снег из ваты белой?

    Ранцы и портфели?

    Туфли и сапожки?

    Чашки, вилки, ложки?

    Конфеты блестящие?

    Тигры настоящие?

    Шишки золотистые?

    Звёздочки лучистые?

    5.    НОВОГОДНЯЯ ЗАРЯДКА

    – Ну-ка, ребятки, встали! Вы у бабушки с дедушкой в деревне. Вышли утром во двор, а там – мороз трескучий. Ох, и холодно! Снегу навалило!

    А мы согреемся: потопаем ногами! Веселей, быстрей! Теперь похлопаем руками в толстых рукавицах – хлопаем, хлопаем!

    Смотрим, а дровишки-то кончились! Берем топоры, рубим дрова! Энергичней, дружней! Еще немного! Вот какую кучу нарубили!

    А дорожка-то снегом запорошена! Взяли в руки лопаты! Чистим дорожки! А снег-то пушистый, морозный, сыпучий! Хорошо идет работа!

    Ну, что же, поработали – можно и в снежки поиграть!

    ( “игра в снежки”.)

    Хорошо! Вон как все разрумянились! Здоровье в порядке?

    Все. Спасибо зарядке!

    6.ИГРА «УСТАМИ МЛАДЕНЦА»

    - Давайте вспомним о традиционных символах Нового года, о новогодних украшениях.

     Я сейчас буду зачитывать высказывания маленьких детей, а вы догадайтесь, о чем  идет речь. 

           

    1. Мне очень нравится эта штука.

       От нее у взрослых бывает много хлопот.

       Один раз у нее внутри была маска зайца на резинке.

      Она похожа на гранату.

      У нее есть веревочка, за которую надо держаться. (хлопушка)

    2. Они бывают разноцветными.

        Весь пол бывает усыпан ими.

        Однажды у мамы в голове они запутались, и она никак их не могла достать.

        Они, как снежинки, - падают, падают.

       Мой папа их дыроколом делает. (конфетти)

          3. Когда я был маленький , я их никогда не слышал.

                Они бывают только в Москве.

               Их по телевизору показывают ровно в двенадцать.

               А вообще-то они со стрелками. (куранты)

             

           4. Мой папа говорит, что от них может загореться дом.

                У меня их целая пачка.

      Люди с ними по улице ходят и машут руками.

                Их на елку нельзя вешать, но некоторые это делают.

                Они горят и искры разбрасывают. (бенгальские огни)

    7. Узнай сказку по отрывку

    1. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая. Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты , ни красоты. (Снежная королева)

    2. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)

    3. Иду на ногах, в красных сапогах,
    Несу косу на плечах.
    Хочу лису посечи,
    Пошла, лиса, с печи.
    (Заюшкина избушка)

    4. Красна девица грустна –
    Приближается весна.
    Ей на солнце тяжко –
    Слёзы льёт бедняжка. 
    (“Снегурочка”)

    5. «На лошади с бубенчиком едет в лес по дрова крестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». ( Два мороза. Русская народная сказка).

    8. Игра «слово в слове».

    - Какие слова спрятались в слове СНЕГУРОЧКА.

    9. Стихи  о Старом новом годе..

    1.  Он же старый, он же новый,

    Добрый славный год!

    И стихи читаем снова,

    Ведь пришел черед

    Принимать гостей, подарки,

    Близких и родных.

    Самый радостный и яркий

    Будет нынче стих.

    2.   Пусть кружится в стройном танце

    Белая метель.

    Будет радость, будет счастье

    И любви свирель!

    3.    Белый праздник, белый конь.

    Старый год и новый.

    Разожги скорей огонь,

    Чтоб отметить снова

    Зиму, снег, метель, мороз!

    Радость, счастье, песни

    Поскорей бы ты принес –

    4.   Рады мы старому новому году.

    Я вас обнять и поздравить хочу.

    Будем смеяться в любую погоду,

    Будем подобны солнца лучу!

    5.   Завтра на улицах снег будет тихо

    Падать, кружиться. Кругом ни души.

    Всем нам желаю счастливого мига.

    Того, что у нас называется "жизнь".

    Станет интересней!

    УГОЩЕНИЯ, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Методические разработки сценариев занятийдля детей старшего дошкольного возраста...

    Методическая разработка по теме "Осенняя ярмарка"(сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей)

    Яркий совместный праздник детей и родителей,во время которого зрители становятся активными участниками процесса.Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей через приобщение их к трад...

    Презентация к методической разработке познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

    Дети должны получить элементарные представления о зубах, их строении и значении в жизни человека.Дети должны получить элементарные представления об истории возникновения зубной щетки.У детей должны бы...

    Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

    Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

    Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Встреча Старого Нового года с Хрюшей»

    Сценарий развлечения для детей старшего  дошкольного возраста  «Встреча Старого Нового года с Хрюшей» разработан с целью доставить детям радость воспоминаний о новогодних пр...

    Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей "СОРОКИ"

             Дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Дети с раннего возраста могут ощутить самобытность и неповторимое своеобразие русско...

    Методическая разработка сценария развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»

    Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению;- Совершенствовать навыки игры в подвижных играх;- Развивать устойчивое...