ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
проект на тему

Cопина Ирина Анатольевна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_pedagoga_v_dou.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

полевского городского округа

«Детский сад №28 общеразвивающего вида»

Доклад на тему:

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ДОУ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Исполнитель: Сопина

Ирина Анатольевна

Полевской

2015


Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ

ТЕКСТ ДОКЛАДЧИКА

Информация  на слайдах презентации

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Слайд № 1.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.

(Китайская пословица) 

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Слайд №2.

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы  будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».

               М.Монтессори

В ФГОСе прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Слайд № 3.

ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, вступил в действие с 1 января 2014г

Часть 1. Общие положения

В основе Стандарта заложены основные принципы дошкольного образования: (вот некоторые из них)

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, педагогов и семьи, поддержка инициативы детей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Слайд № 4.

Основные принципы дошкольного образования

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество Организации с семьёй

Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

  1. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Слайд № 5.

Требования к условиям реализации основной  образовательной программы дошкольного образования:

  • способствует профессиональному развитию педагогических работников
  • создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд № 6. 

Образовательная среда:

  • способствует профессиональному развитию педагогических работников
  • создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию наш педагогический опыт создания некоторых проектов, которые получили первое и второе место в городском этапе областной интеллектуально-творческой игры для дошкольников «ЭкоКолобок»в и пятое место в областном этапе. На примере этих проектов я хочу показать последовательность действий, структуру проекта, его оформление.

  1. Что такое проект? 

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

СЛАЙД № 7. 

Основные понятия:

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

 Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то  проблемы.

СЛАЙД № 7

Типы проектов в ДОУ бывают разными, но мне лично близка классификация типов проектов по Л.В.Киселёвой, которая различает их по возрастам дошкольников и содержанию самих проектов.

СЛАЙД № 8

Тип проекта

Содержание

Возраст

детей

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности.

Старшая

группа

Ролево-игровой

Использование элементов  творческих игр.

Младшая

группа

Информационно-практическо-ориентированный

Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов

(дизайн группы).

Средняя

группа

Творческий

Результат работы - детский праздник, дизайн и т.д.

Младшая

группа

  1. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

СЛАЙД № 9

Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

1 - Проблема;

2 - Проектирование (планирование);

3 - Поиск информации;

4 - Продукт;

5 – Презентация;

6 - Портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы. 

2.1. Первый этап - Проблема; (выбор цели проекта)

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию – это ведущая роль педагога в младшем и среднем возрасте.

СЛАЙД № 10

Из Презентации проекта «Наши любимые питомцы»:

«Мы отвечали на вопросы: Зачем держать в доме животных?»

В старшем идеи и темы могут исходить от детей, а . роль педагога «оформить» ее, помочь развить. Например, задать вопрос детям. Или предложить узнать детям о возникшей проблеме. Хочу отметить, что данные проекты являются детскими, они исходят от инициативы детей.

СЛАЙД №11.

Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу»

«Что такое ЗОЖ?»

На этом этапе происходит составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

СЛАЙД №12.

Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу»

«План работы»

В зависимости от цели и содержания проекта различны и временные рамки деятельности: так проекты могут быть краткосрочные (от 1 до 3 дней, средней продолжительности и долгосрочные (до 1 года и более). Мои проекты были как краткосрочными («Чуткое сердце»), так и средней продолжительности («Космос», «Наши любимые питомцы» и др.).

СЛАЙД №13.

Из Презентации проекта «Чуткое сердце»

«Цветок заботы»

2.2. Проектирование или планирование (разработка проекта)

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (педагоги, родители, дети), определяются источники информации (энциклопедии, интернет-ресурсы, взрослые), подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок, музеев.

СЛАЙД №14.

Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу»

«Цели и задачи проекта»

2.3. Третий этап: Поиск информации.

Воспитатель активизирует желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом и родителями.

СЛАЙД № 15.

Из Презентации проекта «Космос»:

«С помощью родителей…»

Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога),  сотворчество ребят и взрослых;

СЛАЙД № 16.

Из Презентации проекта «Космос»,

«Узнали о профессиях людей, связанных с освоением и изучением космоса»

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. Например, вызвать на соревнование детей. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества

СЛАЙД № 17.

Из Презентации проекта «Космос»,

«Космические корабли команд»

Здесь можно проводить конкурсы и смотры в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

СЛАЙД № 18.

Из Презентации проекта «Космос»,

Девиз команд: «Летит в космической дали наш корабль вокруг Земли.

Облетим мы целый свет и на все найдем ответ!»

СЛАЙД № 19.

Выставка рисунков и поделок на тему «Загадочный Космос»

Хочу обратить ваше внимание на создание благоприятной развивающей среды в группе, для развития познавательной, игровой, продуктивной, двигательной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей реализации разносторонних интересов детей, результаты творческой проектной деятельности детей и родителей используются для оформления и пополнения игровых уголков детского экспериментирования, краеведческого и природного уголков, уголков искусств и продуктивной деятельности.

СЛАЙД № 20.

Из Презентации проекта «Космос»,

Игровая деятельность детей

Работа над каждым тематическим проектом предполагает отражение темы в предметно-развивающей среде для организации разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей.

СЛАЙД №21.

Из Презентации проекта «Космос»,

Развивающая среда

2.4. Четвертый этап: Подведение итогов - Продукт;

Выполнив все вышеперечисленные этапы, Вы приблизились к заветной мечте – разработке грамотного, конкурентоспособного проекта, потому что:

  • у Вас есть сильная идея проекта;
  • Вы знаете, для кого делаете проект, то есть, кто Ваши целевые группы;
  • у Вас есть анализ проблем – основа для убедительного обоснования актуальности проекта. Это именно то, на что фонды обращают внимание в первую очередь при знакомстве с Вашей заявкой;
  • Вы сформулировали четкую, ясную и конкретную цель проекта;
  • и, наконец, Вы знаете, как наилучшим образом достичь цели проекта, то есть, у Вас есть стратегия! Ваши шансы повышаются!

А стратегия проекта – это основа для разработки четкого поэтапного плана реализации Вашего проекта.

Здесь место для проведения итогового мероприятия (праздника, развлечения). Обязательно награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами, что стимулирует участников на последующие сотрудничество.

СЛАЙД №22

Из Презентации проекта

«Наша Зимняя Олимпиада 2014!

СОЧИ, держись!»

Хорошо привлечь  к участию родителей.

Проводится оценка результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Одним из продуктов проекта может быть не только презентация, но и видеоролики.

СЛАЙД №23.

Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу»

«Здорово здоровым быть!»

СЛАЙД №24, 25.

Презентация проекта «Наши любимые питомцы»

СЛАЙД №26

Презентация проекта «Космос»,

Также, одним из продуктов проекта, могут быть альбомы (пример из проекта), имеющие значение для детей и родителей. Например, папка «Наши любимые питомцы» содержит разную интересную информацию о животных. Или альбом «Космос» интересен не только детям, но и родителям.

В течении всего проекта собирается, составляется портфолио. Это могут быть рисунки, плакаты, содержащие какую-либо информацию (папки с проектов).

В результате, организовывая образовательный процесс, с применением методов проектировочной деятельности, я сумела развить у детей познавательную активность и познавательный интерес. Дети:

  • Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях.
  • Интересуются предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; новым, неизвестным в окружающем мире
  • Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, участвуют в обсуждениях, любят экспериментировать.
  • Способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
  • Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве) .
  • Способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • Могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)
  • Способны предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Также хочу отметить активную помощь со стороны родителей детей.

Работая над проектами, также были выделены некоторые проблемы:

  • Не всегда удается сфотографировать какие-либо действия, в связи с отсутствием фотоаппарата или второго воспитателя,
  • Возникали трудности с оформлением проектов и видеороликов,
  • Не все родители откликаются на призыв помочь в процессе проведения проектов, а ребенку очень хочется.

А в заключении, желаю вам освоить технологии проектирования, учесть наши ошибки, и успехов вам в Вашем увлекательном путешествии от поиска идеи до формулирования стратегии проекта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе реализации проектной деятельности педагога ДОУ (из опыта работы)

Понятие «здоровьесберегающие  образовательные технологии»  появилось в педагогической  лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог сани...

Проектная деятельность педагога и детей в рамках реализации проекта "Посуда"

МАДОУ ЦРР –детский сад №2 г. Усть-Лабинска Краснодарского края Автор статьи: Котлярова Валентина Викторовна, воспитательПроект «Посуда и ее назначение»для детей старшего дошкольного возраст...

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных пр...

Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».

Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов " Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Данный материал поможет педагогам в осуществлении проектной деятельности....

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Семинар для педагогов "Проектная деятельность педагога в детском саду"

Современные подходы к организации проектной деятельности с дошкольниками в детском саду....