Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
консультация по теме

Кирилова Ирина Владимировна

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

 

Уважаемые коллеги, тема моего сообщения « проектная деятельность педагога ДОУ».

С введением ФГОС в систему дошкольного образования изменились требования к методам обучения и воспитания дошкольников. Главная цель стандарта – повышение профессиональной компетентности педагога, формирование новых качеств. Современному ДОУ необходим педагог, владеющий инновационными формами и методами образования с учетом новых направлений педагогической теории и практики.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Внедрение проектного метода в ДОУ дает ребенку возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Поэтому одной из форм методиче­ской работы с активным вклю­чением педагогов в творче­скую деятельность и повышения творческого потенциала в на­шем детском саду стал метод проектов.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Метод проектирования помогает нашим воспитанникам  решать следующие задачи:

- видеть проблему и задавать вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предложения и строить планы их проверки.

Исходя их этих задач можно сделать вывод, что, проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и образования.

Так что же такое проектная деятельность или по-другому - метод проектов?

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. 

Что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:

·        Проблема (выбор темы).

·        Проектирование или планирование.

·        Поиск информации.

·        Продукт (практический результат).

·        Презентация.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.). , кроме того в нем содержится паспорт проекта и план проекта.

Для того, чтобы работу по методу проектов осознали и приняли педагоги нами была проведена  подготовительная работа, которая заключается в следующем:

<   знакомство педагогов с теорией «Метода проектов» в педагогике;

<   изучение опыта работы по внедрению метода проектов в практическую деятельность из  методической литературы;

<   практические занятия по разработке предлагаемых проектов для детей;

<   организация и проведение проектной деятельности в группах.

 

 

 

Для поддержки интереса к проектной деятельности в ДОУ была создана творческая группа, которая апробировала технологию проектной деятельности по этапам. 


Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Постановка проблемы

Формулирует проблему (цель) (одновременно определяет продукт проекта)

Входят в проблему

2

Обсуждение проблемы, принятие задач

Вводит игровую  (сюжетную) ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи

Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи. Планируют деятельность. Объединяются в рабочие группы. Распределяют обязанности.

3

Работа над проектом

Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом

(поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую). Оказывает практическую помощь.

Ищут решение задачи. Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

4

Презентация

Готовится к презентации (выставки, отчетные концерты), проводит ее

Продукт деятельности готовят к презентации (выставки, отчетные концерты). Представляют продукт деятельности.

5

Постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации

 

 

 

При ознакомлении с «методом проектов» у воспитателей нашего ДОУ возник вопрос о соответствии его содержания возрастным возможностям детей.  На педагогических чтениях, изучив теоретические аспекты  проектной деятельности, педагоги выявили  много плюсов:

<   сочетание интересов детей и педагога;

<   дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности;

<   цели детей и взрослых совпадают;

<   педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.

 Т.о. в настоящее время мотивация поведения метода проектов в МДОУ постепенно изменилась. В начале, педагоги стремились донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у детей интереса к предлагаемой теме. Постепенно, все глубже вникая в методическую и содержательную суть проекта, педагоги стали организаторами исследовательской деятельности детей, генераторами развития их творческого потенциала.

Организация и проведение метода проектов осуществляется в нашем детском саду в разных формах. Участие могут принять все группы детского сада, или только дети  определенного возраста, или только одна группа. Это зависит от интересов детей, их желания или решения проблемы, которая возникла в жизни группы детей или детского сада.

Некоторые проекты рассчитаны на значительный отрезок времени (один-два месяца), некоторые – кратковременные (1-2 недели).

 

При использовании метода проектов мы учитываем ряд требований.

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значимым для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема, должна исследоваться в определенной последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных знаний; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

 

Какие же темы проектов были проведены в детском саду:

«Наш любимый детский сад»

<    «Моя семья»

<    «Музей колокольчика»

<    «Самодельная книга»

<    «Магнит»

<    «Дедушкина медаль»

<    «Русские богатыри»

При подготовке каждого проекта педагогический коллектив ориентировался на принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей – способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения. Педагоги анализировали имеющиеся знания и опыт детей в какой-то области. Исходя из этого, они продумывали прием стимуляции познавательного интереса детей.

 

ПОДРОБНЕЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ РАССКАЗАТЬ ОБ ОДНОМ ИЗ ПРОЕКТОВ
 

Вот как был реализован нами проект «Наш любимый детский сад» для детей старшего возраста. Основные задачи, которые мы ставили перед собой:

<   заинтересованность ребенка тематикой проекта,

<   расширять и обогащать словарь детей, активизировать речь,

<   способствовать применению имеющихся знаний и опыта детей в различных видах деятельности,

<   развивать творчество, воображение, фантазию,

<   создать эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых,

<   воспитывать чувство гордости за свой детский сад.

Используя игровую ситуацию, педагоги сформулировали перед детьми задачу. В группы к детям пришел Незнайка. Он получил письмо, в котором говорится, что детскому саду исполняется 45 лет, но как помочь детям и взрослым отпраздновать этот юбилей,  он не знает. Как же помочь Незнайке? Ответы детей были самыми разнообразными. Воспитатели спросили у детей, а как узнать о точном дне, в который справляется день рождения. Дети выдвинули массу предположений: узнать у заведующей, спросить воспитателей,  найти старых работников, узнать у них.

В результате в календарях группы был выделен день 3 февраля красной датой – это юбилейный день рождения детского сада. Но возникает вопрос: как же подготовиться к его празднованию? И опять дети выдвинули самые неожиданные версии. Проанализировав варианты ответов вместе с детьми, педагоги уточнили и упорядочили предложения.

На следующем этапе осуществлялась практическая деятельность по различным разделам программы. На занятиях по ознакомлению с окружающим проводились беседы о значении дня рождения для человека, чем юбилейная дата отличается от обычной. Педагоги рассказывали об истории детского сада, его выпускниках, сотрудниках.

Проводились экскурсии по детскому саду. Продолжилось ознакомление детей с художественной литературой о детском саде. На занятиях по развитию элементарных математических представлений использовали различные игры, учились сравнивать количество приглашенных с количеством посуды для них, расставляли посуду по величине, группировали, делили целое на части, решали задачи-шутки. Дети с большим интересом составляли творческие рассказы «Мой любимый детский сад», «Детский сад - это». На занятиях по изобразительной деятельности рисовали портреты  сотрудников детского сада, «Мои друзья в детском
саду», «Наша группа» и др., изготавливали открытки-приглашения, рисунки-кино «Мой день в детском саду», книжки раскраски, игрушки и многое др.

В свободной деятельности  дети играли, конструировали по данной тематике. Активное участие в проекте приняли родители детского сада во всех группах. Они помогали в изготовлении игрушек, подарков, изготовили газету, в которой выразили свои впечатления, пожелания о работе детского сада. Дети с удовольствием изучали песни, стихи. Итогом всей работы стала презентация проекта.

Атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, уважения друг к другу явилась примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Если на протяжении двух лет почти все проекты, реализованные в ДОУ, были коллективные, групповые, то в этом учебном году мы решили попробовать реализовать с детьми проекты   индивидуальные и парные. Для этого мы запланировали Фестиваль детских проектов под общим названием «Все, что я люблю».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_2.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Колобок» г. Павлово Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога Старший воспитатель Кирилова И.В. Декабрь 2016 г.

Слайд 2

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. ФГОС ДО от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. после дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Слайд 3

Основная цель проектного метода в ДОУ: Развитие свободной творческой личности ребенка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

Слайд 4

Задачи: Проектная деятельность представляет собой и форму образовательного пространства и метод, развивающий творческое познавательное мышление дошкольников.

Слайд 5

Метод проектов – это… педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.; осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности, который завершается определенным практическим результатом.

Слайд 6

Проект – это 6 «П» Шестое «П»- портфолио , в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.). , кроме того в нем содержится паспорт проекта и план проекта.

Слайд 7

Подготовительная работа по методу проектов знакомство педагогов с теорией «Метода проектов» в педагогике; изучение опыта работы по внедрению метода проектов в практическую деятельность из методической литературы; практические занятия по разработке предлагаемых проектов для детей; организация и проведение проектной деятельности в группах.

Слайд 8

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Постановка проблемы Формулирует проблему (цель) (одновременно определяет продукт проекта) Входят в проблему Обсуждение проблемы, принятие задач Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи. Планируют деятельность. Объединяют в рабочие группы. Распределяют обязанности Работа над проектом Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую). Оказывает практическую помощь. Ищут решение задачи. Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. Презентация Готовится к презентации (выставки, отчетные концерты), проводит ее Продукт деятельности готовят к презентации (выставки, отчетные концерты). Представляют продукт деятельности. Постановка новой проблемы Создает ситуацию необходимости поиска новой информации Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации

Слайд 9

Плюсы проектного метода сочетание интересов детей и педагога; дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности; цели детей и взрослых совпадают; педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.

Слайд 10

Классификация проектов По составу участников По срокам реализации По тематике По целевой установке

Слайд 11

Ряд требований при использовании метода проектов: результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значимым для его участников; поставленная детьми проблема, должна исследоваться в определенной последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных знаний; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем; содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы

Слайд 12

ВОЛШЕБНЫЙ МАГНИТ МУЗЕЙ КОЛОКОЛЬЧИКА КАК МЫ ВЫРАЩИВАЛИ ФАСОЛЬ СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, СМЕЛЫЕ ДЕРЕВЬЯ, ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ

Слайд 13

ПРОЕКТ «НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД» ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: заинтересовать воспитанников тематикой проекта; Способствовать применению имеющихся знаний и опыта детей в различных видах деятельности; Развивать творчество, воображение, фантазию; Создавать эмоционально – положительный настрой у детей и взрослых; Воспитывать чувство гордости за свой детский сад

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными спосо...

Выступление «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Выступление на тему: «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

Доклад для педагогов на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности» Тема доклада:«Организация проектно...

Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В консультации рассмотрены виды проектов, требования к их организации и этапы работы над проектом....

«Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», доклад

Уровень обр. орг.,Педагогический совет №3 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности»...