Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
консультация

Людмила Владимировна Моисеенкова

В консультации рассмотрены виды проектов, требования к их организации и этапы работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_proekty.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 38

Структурное подразделение №55 «Незабудка»

Консультация:

«Проектная деятельность в ДОУ

в условиях реализации ФГОС ДО».

Выполнила воспитатель

Моисеенкова Л.В.

г. Солнечногорск

20.02.2020 г.

Содержание:

  1. Этапы работы над проектом.
  2. Виды проектов.
  3. Требования к организации проекта.
  4. Основные условия подготовки воспитателя к работе над проектом.
  5. Этапы совместной  работы воспитателя и детей.  

     ФГОС ДО  определяют цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение.

     Проектная  деятельность или метод проектов -  один из методов интерактивного обучения. В процессе проектной деятельности у детей формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление.  Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений детей из разных предметных областей.

     Проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

     Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Этапы работы над проектом:

1. Проблематизация.

Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.                                                                              

 2. Целеполагание.

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители).

3. Планирование.

Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

4. Реализация плана.

Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и      т. д.;  действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д.; письменный – сказки, стихи, рассказы).

5. Презентация.

Представление проектного продукта происходит в виде презентации.

6. Рефлексия.

Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.

7. Портфолио проекта. Включает в себя:

- паспорт проекта;

 - планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);

- промежуточные отчеты группы;

- собранная информация по теме;

- результаты исследования;

- материалы для презентации.

     В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практикоориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

     

     

      В процессе проектов педагог может: а) открыто участвовать в проектировании, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников; б) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, педагог также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать дети.

     По продолжительности проекты бывают:                                                                              

 1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)

2. Средней продолжительности

3. Долгосрочные (в течении года).

     По составу участников проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями.                          В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

    Требования к организации проекта:

 - Проект разрабатывается по инициативе детей, но тема может быть ненавязчиво предложена педагогом.

 - Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения детей.

-  Проект педагогически значим, т.е. дети в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают умениями и навыками. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности детей. Предполагает широкое разнообразие тем.

 - Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями педагога и детей, в то же время, по мере его развертывания, допускается корректировка проекта.

      Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.  1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых. 2. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность.

      Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.   I этап разработки проекта – целеполагание. Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением  поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.

 

     После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

 IV этап работы над проектом (заключительный) является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:  - итоговые игры-занятия,  - игры-викторины,  тематические развлечения,  - оформление альбомов,  - фотовыставок,  - мини-музеев,  - творческих газет.  

      Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

     Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. - это долгосрочный проект.

                                  Используемая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.  

4. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.//методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.  

5. Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.                            -  СПб.: Детство-Пресс, 2012.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

«Проектная деятельность педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными спосо...

Выступление «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Выступление на тему: «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

Доклад для педагогов на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности» Тема доклада:«Организация проектно...

«Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», доклад

Уровень обр. орг.,Педагогический совет №3 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности»...