«Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», доклад
материал

Гриднева Светлана Валерьевна

Уровень обр. орг.,

Педагогический совет №3 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Педагогический совет №3 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик»,

Доклад для педагогов

на тему «Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

C:\Users\Элиза\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20201221_111934.jpg

Подготовила:

                                                                Гриднева Светлана Валерьевна

                                                               

г. Долгопрудный

19.03.2018г.

Введение

Вступая в переходный период, который переживает дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Интенсивное изменение окружающей жизни, внедрение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют воспитателю необходимость выбирать более эффективные способы обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В ее основе лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Метод проектов актуален и эффективен, так как он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности ребенка, и это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

При организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ мы сталкиваемся с несоответствием между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная форма организации предусматривает разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность же, напротив, осуществляется в пространстве, где нет четких заданных норм. Естественно, что воспитателю проще действовать согласно установленной программе, чем искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу.

В проектной деятельности должна проявляться инициатива и самостоятельная активность ребенка. Воспитатель может немного видоизменить оригинальную идею ребенка. Задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с другой стороны.

Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.

Исходя из этих проблем, я поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности старших дошкольников через совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Для достижения цели определила для себя следующие задачи:

1. создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

2. развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;

3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

4. развивать умения определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5. развивать желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;

6. приобщать родителей к творческой проблеме по реализации проектов.

Проектно-исследовательская деятельность – основа познавательного развития старших дошкольников.

1. Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности в ДОУ.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.

По продолжительности они бывают: краткосрочными (1 или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности (2-3 месяца), долгосрочные.

Другим признаком классификации является состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный и другие).

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и индивидуальные проекты.

Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для реализации проекта воспитатель определяет этапы, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен развивающий этап, так как они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации- экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

В проектной деятельности старшего дошкольника происходит формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

2. Организуя проектно-исследовательскую деятельность в своей группе, я пришла к выводу, что она является важной сферой познавательного развития детей.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на познавательное развитие старших дошкольников. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире; повысилась познавательная активность детей, умение самостоятельно, различными способами находить информацию об интересующем явлении или предмете и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

На этапе разработки занятий, игр, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, мы старались продумать организацию среды в группе, чтобы она стимулировала детей к поисковой деятельности, развивала у них любознательность.

Например, работая над проектом «Волшебный мир сказок», мы организовали книжную выставку русских народных сказок; совместно с родителями создали «Мини-музей сказок и волшебных предметов», пальчиковый театр, атрибуты для драматизации сказок (шапочки и маски, «волшебные» предметы и другое).

Организация в группе уголка экспериментирования позволила детям самостоятельно развивать познавательную активность, творчество, формировать навыки исследовательской деятельности.

В ходе реализации проектов мы разрабатывали план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью,

- где найти нужную информацию,

- какие принадлежности и приборы можно использовать,

- как работать с различными предметами.

Привлечение родителей к реализации проектов позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем.

Таким образом, реализуя проектно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс, я считаю, что достигла своей цели. Организуя предметно-развивающее пространство группы, обеспечивая сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, создаются условия для развития познавательной активности старших дошкольников.

Заключение

Итак, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность является основой познавательного развития старших дошкольников.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, познавательные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Я считаю, что метод проектов в работе со старшими дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое место в системе дошкольного образования.

Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей старшего возраста.

Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Завершая свои размышления, я еще раз хотела бы отметить, что правильная организация предметно-пространственной среды в ДОУ, сотрудничество с родителями, а также личностный рост, ежедневный творческий поиск новых деятельностных форм работы с детьми позволит реализовать новую образовательную технологию – проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе.

Это, в конечном итоге, будет способствовать познавательному развитию старших дошкольников и являться подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96с.

3. Захарова М. А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64с.

4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. / Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7

5. Патронова И. Проектный метод / И. Патронова // Дошкольное воспитание. – 2007 №3 – С. 81

6. Ермолова Н.В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 №1 – С.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности

Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....

Доклад для педагогов на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности» Тема доклада:«Организация проектно...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности»...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...