Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности
статья на тему

Масленкова Лариса Михайловна

Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Доказано, что исследование наравне с игрой является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Поэтому, сегодня для развития познавательных, творческих способностей детей необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, связанные с поиском и исследованием.

По прошествии первого учебного года своей работы (детский сад был открыт в сентябре 2011 года), наш педагогический коллектив определил свою позицию и сформулировал одну из основных задач своей воспитательно-образовательной  деятельности – это переход от простой передачи детям знаний к формированию интегративных качеств личности, в том числе универсальных предпосылок учебной деятельности, к развитию творческого воображения.

Необходимо отметить, что разработанные федеральные образовательные стандарты впервые в истории российского образования в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделяют универсальные предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в школе, и следовательно, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального общего образования. Основное требование современному педагогу– перестать выполнять информационные функции, а становиться организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

Поэтому, уверенно могу сказать, что наш педагогический коллектив выбрал верную траекторию  по организации воспитательно-образовательного процесса.

В первую очередь, решать поставленные задачи нам помогает внедрение системно-деятельностного подхода в обучении, который основывается на получении знаний детьми через организованную практическую исследовательскую деятельность.

То есть, при проведении режимных моментов, непосредственно-образовательной, самостоятельной деятельности, мы ставим задачу- использовать адекватные возрасту и индивидуальному развитию детей формы работы исследовательской деятельности: наблюдения, экспериментирование, организацию опытнической деятельности,  проектной деятельности, моделированию проблемных ситуаций и т.д.

Главное условие, чтобы все обучение с использованием, казалось бы, традиционных форм, содержало элементы исследовательского самостоятельного творческого поиска, то есть было «проблемным». А суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Если рассматривать структуру любой формы детского исследования, то несложно заметить, что и в наблюдении, и в экспериментировании, опытнической деятельности, проектной деятельности и в моделировании проблемных ситуаций прослеживаются следующие конкретные этапы:
1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2.Выдвижение гипотезы;
3.Поиск и предложение возможных вариантов решения;
4.Сбор материала;
5.Обобщение полученных данных. Вывод.

Поэтому, все перечисленные формы исследовательской деятельности мы активно используем в работе. Но, на наш взгляд, одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод проектов.
          Использование данной технологии помогает педагогам поддерживать детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов;  нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления; а к моменту поступления в первый класс ребенок учиться решать такие сложные задачи:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

Детская проектная деятельность за четыре учебных года работы получила широкое распространение в стенах нашего детского сада.   

Разрешите познакомить с нашими первыми проектами, которые вдохновили наших педагогов на активную исследовательскую деятельность:

Детский исследовательский проект «Чупа-чупс-любимое лакомство». Вопросы: «Почему сладкая и всеми детьми любимая конфета чупа-чупс у взрослых считается вредной? Так ли это на самом деле?» подтолкнули исследовательскую группу к проведению опытов с целью определения: из каких продуктов изготавливается чупа-чупс, какие добавки при этом используются, насколько они вредны для здоровья человека.  А затем следовала просветительская работа среди сверстников-воспитанников группы их родителей.

 Целью  исследовательской проектной деятельности «Волшебная сила доброго слова» ее инициатор воспитанница старшей группы и ее соавторы -родители и воспитатель определили так:  доказать убеждение японского ученого, что доброе слово способно качественно воздействовать на рост растений, на состояние воды, и конечно, на настроение и здоровье человека.  По результатам проведенных опытов, Арина и ее взрослые помощники смогли убедиться в силе доброжелания ко всему живому.

В рамках реализации учебно-методического комплекта по обучению детей государственным языкам Республики Татарстан, реализации национально-регионального компонента организовано два детских исследовательских проекта. Воспитатель старшей группы поддержала своего воспитанника с идеей поиска схожих по звучанию слов на русском и татарском языках.

А на следующий учебный год под руководством этого же воспитателя воспитанница подготовительной группы и ее семья открывали секрет названий городов нашей республики.

А вот уже коллективный проект «Малыши с рождения за безопасность дорожного движения». Основная задача исследовательской  группы ребят: привлечь внимание взрослых к необходимости соблюдения правил дорожной  безопасности, а еще – научиться планировать безопасный маршрут движения.

 «Мы - журналисты», основная цель которого не только познакомиться с профессией журналистов, но и на практике побыть в роли настоящего корреспондента, фотографа, кинооператора.

 «Слова –близнецы», цель проекта –найти как можно больше многозначных слов и разобраться в из значении.

         На основе практики мы пришли к выводу, что особую положительную роль исследовательская детская деятельность играет не только в непосредственном обучении отдельных детей, но и в опосредованном обучении других. Обученные дети (авторы проектов) в свободной игровой деятельности со сверстниками, показывают или повторяют проделанные  вместе со взрослыми опыты с предметами, рассказывают о проведенных исследованиях, делятся впечатлениями. Их сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, повторяют опыт, тем самым постигая новые  свойства объекта   друг от друга, опосредованным методом. Обученный ребенок (автор проекта) закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.

        Детская исследовательская (проектная) деятельность полезна и тем, что она основывается на таких технологиях, как экспериментальная деятельность и технология моделирования проблемных ситуаций - эффективных  средствах для формирования познавательной мотивации дошкольников. В процессе осуществления такой комбинированной исследовательской поисковой деятельности дети учатся замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений; учатся анализу предмета, выявлению свойств и качеств предмета; развивается  речь детей, логическое мышление, воображение, память; развивается активность, самостоятельность детей при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций; развивается умение адаптироваться к возникшей ситуации, правильно воспринимать и оценивать окружающих людей, их поступки; воспитывается культура поведения.

Мы поняли, что существует масса нераскрытых возможностей для развития познавательных интересов детей. Чтобы у дошкольника развивалось логическое мышление, воображение, память, необходимо, чтобы он всегда чувствовал удивление и любопытство, интерес к новому и неизвестному.  А такая форма обучения как исследовательская проектная деятельность, построено на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Мы хотим видеть всех наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими и успешными личностями. Поэтому, наша задача -поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.



Предварительный просмотр:

Создание  условий для реализации принципа непрерывности и

преемственности в образовательной системе «детский сад-школа»

В инновационном сценарии  развития нашей страны системе образования отведена особая роль, как движущей силы системных изменений в экономике и обществе. Именно от того, насколько современным и интеллектуальным будет современное образование, зависит благосостояние всех будущих поколений.

Вопрос разработки стратегии развития волнует педагогический коллектив нашего образовательного учреждения с самого начала своей деятельности. И также, как и множество других образовательных учреждений России, мы выстраиваем важнейшие ценностно-смысловые представления нашего педагогического коллектива, понимание каждым педагогом своего места в становлении и  развитии  ребенка как личности, субъекта деятельности, общения, своей неповторимой индивидуальности.

Осмысление всего этого помогает искать и находить новые технологии  для построения эффективной системы образования. При этом мы принимаем тот ценный и значительный опыт, накопленный за многие годы работы каждым из наших педагогов.

Работая над проблемой по построению единой образовательной среды в  контексте федеральных государственных образовательных стандартов, одним из значимых условий эффективности воспитательно-образовательного процесса является реализация принципа преемственности, ориентированного на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования- это, формирование умения учиться, то есть, формирование готовности самостоятельно добывать и применять знания.

Основным подходом в построении воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ №26 и Гимназии №3 является деятельностный подход, который формирует универсальные учебные действия, то есть создает условия успешной учебной деятельности и успешной адаптации в социуме.  Убежденность в том, что всесторонне реализовать данный подход позволяет исследовательская деятельность, объединила усилия наших учреждений и помогла воплотить их в совместном проекте по построению единой образовательной системы «детский сад-школа».

Мы определили принципы деятельности комплекса «детский сад - школа»:

-подход к ребенку как субъекту всех видов деятельности;

-совместная поисковая деятельность при решении учебных (образовательных) задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий с педагогом.

Приоритетное значение мы отводим умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию, а также подготовке кадров, воспитывающих и обучающих детей в соответствии с принципами развивающего обучения. 

Выбранный ориентир инновационного развития направил наши учреждения на совместное решение следующих организационных, кадровых и содержательных задач:

-разработка нормативно-правовой базы, создание координационного совета и творческой группы по реализации проекта;  

-обучение педагогов технологии проектирования как инструмента саморазвития ребенка; обучение педагогов мониторингу и экспертизе качества познавательной деятельности дошкольников и школьников;

-организация мероприятий по обеспечению преемственности дошкольного и общеобразовательного учреждений.

Для эффективности совместной деятельности, в первую очередь мы работаем над обеспечением системности в методической работе. В целях развития профессиональных навыков и умений у педагогов, организуем взаимопосещения занятий в ДОУ и уроков в Гимназии; приглашение учителей начальных классов на родительские собрания в детский сад. На данный момент проведен круглый стол в целях рассмотрения плана работы на учебный год, впереди -совместные мастер-классы и коллективные игры. Основные проблемные вопросы совместных педагогических мероприятий: формирование у ребенка любознательности, развитие инициативности, творческой активности, а также умение педагогом создавать проблемные ситуации, ситуации успеха в процессе организации познавательной и творческой деятельности.

В целях организации детской поисковой практики, начата работа проблемно-творческой группы педагогов  обоих учреждений по разработке серии заданий и упражнений, игр для развития умений и навыков исследовательского поведения; начато создание лаборатории, необходимой для организации детской опытнической деятельности. Затем следует организация детской поисковой деятельности через  внедрение в образовательное пространство занятий, упражнений, игр, направленных на развитие исследовательских умений и навыков, проведение детьми самостоятельных творческих проектов.

Наравне с эффективными  традиционными формами совместной работы наших учреждений, начинают выстраиваться новые пути взаимодействия. Мы продолжаем организовывать экскурсии дошкольников в гимназию, гимназистов – в детский сад, впереди –в планах проведение совместных походов, выставок детских работ, совместных олимпиад, научно-практических конференций, семинаров, видеоконференций.

В целях корректировки содержания и технологии развития единой образовательной системы «детский сад-школа», необходима разработка программы мониторинга познавательной компетентности воспитанников и учащихся. Для изучения интересов детей к познавательной деятельности разрабатываем формы опросов, бесед, карты наблюдений за деятельностью и отношениями между детьми в процессе ее организации; критерии  количественного и качественного анализа продуктов деятельности.

Мы всецело поддерживаем и разделяем значимость, ценность идеи организаторов сегодняшнего семинара - социализация дошкольников через налаживание преемственных связей, в целях не только успешного обучения в школе, но и успешного определения своего места в школьном коллективе, а затем и во взрослой жизни. Получив многолетний опыт организации коллективных дел в школе, имеем четкое убеждение, что участвуя в коллективных творческих делах, ребенок обретает колоссальный опыт познания окружающего мира, опыт общения, опыт организации и реализации творческих идей, что в свою очередь определяет интересы, способности, раскрывает ребенку его собственные возможности, помогают понять себя.

Поэтому, мы поддерживаем идеи  организации детских общественных объединений в нашем дошкольном учреждении. И рады тому, что и в направлении развития детских общественных объединений в лице педагогов Гимназии №3 мы нашли союзников.

На сегодня, успешно идет совместная работа отрядов юных инспекторов дорожного движения детского сада и гимназии №3. Инициативу воспитателя Исаичевой М.А. по созданию совместной театральной студии поддержала учитель начальных классов Горелова Н.П. В планах студии – создание сценических кукол, сочинение сказок и рассказов, их постановка силами старших дошкольников и младших школьников. В проекте совместная деятельность отряда добрых дел с отрядом тимуровцев Гимназии,  работа детского клуба любителей науки.

           Уверены, что такая работа по созданию единого оптимального социально–образовательного пространства направлена на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности. Это поможет нам, педагогам,  направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

«Меняется мир непрерывно, неспешно, меняется все – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным, кто сам вместе с миром меняться готов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...

«Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности».

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников через организацию и проведение мини – музеев.

В наш век высокоразвитых информационных технологий люди все реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети ограничены в возможности узнать историю и культуру страны, познакомиться с п...

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка  через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»      ...