Главные вкладки

    "Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"
    презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kraevedenie.pptx2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное у чреждение детский сад № 15 «Светлячок» Коломенского городского округа Тема: «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности» Воспитатель высшей квалификационной категории Рябова М.С.

    Слайд 2

    «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень» . Д.С.Лихачёв . Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве её осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели. Познавательная активность – учёные понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Одной из главных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание . В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении с краеведением. Одной из форм формирования познавательной активности дошкольников – это использование краеведческой работы. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

    Слайд 3

    Краеведение в дошкольном учреждении является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств . Что же такое краеведение? Краеведение – это: совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками; живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов; опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура; то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков. Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

    Слайд 5

    Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений :

    Слайд 8

    Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых - центров краеведения , где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.

    Слайд 9

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей. Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционировани е . Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

    Слайд 10

    Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны. Хотя воспитанникам нашим мало лет, Уже неплохо знают, Что же значит «краевед». Через эмоции, игру и интерес, Внедрённые в образовательный процесс, Мы им поможем гражданами стать. И Родину любить и уважать!

    Слайд 11

    «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью». В.А. Сухомлинский. «Я значу много для своей страны, частичка целого, я гражданин Коломенской земли»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

    Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

    Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

    Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

    Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

    Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

    В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

    Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности

    Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения...

    Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через организацию образовательной деятельности по обучению грамоте

    К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность этих детей к школьному ...

    Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.

    Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....