Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через организацию образовательной деятельности по обучению грамоте
методическая разработка на тему

Иванова Татьяна Анатольевна

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность этих детей к школьному обучению, в частности – умения грамотно выражать свои мысли как в речи, так и на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.aaa-ivanova-statja.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Иванова,

воспитатель

детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,

г. Каргополь

Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через организацию образовательной деятельности по обучению грамоте

На протяжении ни одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Уже в два с половиной-три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» - такие вопросы слышали многие родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Еще в прошлом веке такие ученые как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников. И реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте.

Действительно, подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Хорошая речь является неотъемлемым условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность этих детей к школьному обучению, в частности – умения грамотно выражать свои мысли как в речи, так и на письме.

Что такое обучение грамоте детей дошкольного возраста?  

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов. Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения детей грамоте. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок как бы теряет свои лингвистические способности. Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти от смыслового значения слова к звуковому. Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого языкового чутья является наиболее эффективным средством овладения этой действительностью. Только делать это следует правильно.

Л.Е. Журова выделяет ряд принципов, которых следует придерживаться при подготовке детей к обучению грамоте.  

Во-первых, важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, мелкую моторику.

Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольника, именно игра наиболее доступна, понятна и интересна малышам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности. Только в игре можно «как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму».

В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься, применять хоть какое-то давление, выражать свое неудовольствие и тем более разочарование, если малыш не оправдал ожиданий.

В-четвертых, для выработки умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка необходимо соблюдать следующую последовательность усвоения понятий: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

В-пятых, при обучении грамоте нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Процесс обучения должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим необходимо помнить, что разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки – есть «трудные» для детей звуки. Поэтому эти звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь [й], [е], [ё], [я], [ц], [ч], [щ], [л], [р].  

Говоря о подготовке обучения детей старшего дошкольного возраста в рамках получения дошкольного образования в детском саду, следует помнить, что основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется в НОД как форме организованного обучения, а закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляется в других формах детской деятельности [4,9].

Руководствуясь ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров которого на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, познавательско-исследовательской деятельности, педагогу, приступая к организации процесса обучения старших дошкольников, важно знать и учитывать ряд особенностей.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

На занятии должен главенствовать дух открытия (ничего не сообщать детям в готовом виде). Надо так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумайте, догадайтесь. В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач. Поэтому отношение к обучению детей старшего дошкольного возраста в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею» должно смениться параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Планируя и организуя занятие по подготовке детей к обучению грамоте, воспитатель должен стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать ситуации спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину). Воспитателю также важно знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить. Общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

Снятие судейской роли с воспитателя: когда ребенок высказывается, то он говорит детям, а не воспитателю (здесь активно формируется речь детей).

В руководстве детской деятельностью приемлем лишь демократический путь общения. Педагог должен принимать ребенка-дошкольника таким, какой он есть, и ничего от него не требовать. Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. Обучая детей, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. При этом максимум внимания уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).

Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Ребенок должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.

Начинаться любое занятие должно с мотивации познавательной и речевой активности: с детьми старшего дошкольного возраста используются такие приемы, как создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и т. п.

Шире необходимо использовать словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, воспитатель должен использовать их на занятиях, давая информацию познавательного характера. Необходимо оснащать занятия по подготовке детей к обучению грамоте разнообразным дидактическим материалом, наглядными пособиями, таблицами, моделями, игрушками, репродукциями и пр. Но использование средств наглядности должно иметь границы, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, этапу усвоения материала. При обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Знания не должны стать для педагога самоцелью: они должны стать условием личностного развития ребенка. Важность их заключается не в накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Необходимо учить детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий. На занятиях обязательны смена мизансцен и движение. Очередной вид деятельности надо начинать с постановки задачи в общем виде. Нужно помнить о развитии речи в любых формах деятельности. Поэтому педагогу необходимо на занятии специально проектировать такие формы общения, которые были бы направлены на формирование коммуникативных способностей. На совершенствование речевого аппарата детей направлено систематическое включение в занятия артикуляционной гимнастики или разминки (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, долгоговорок, стихов и четверостиший).

При отборе методов и приемов обучения педагогу желательно помнить следующее:

- обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве нужно через разумную дозу помощи;

- хвалить от души;

- верить и доверять безоговорочно;

- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

- прощать искренне;

- не сравнивать детей друг с другом;

- не ставить их друг другу в пример;

- не приказывать, не требовать жестко;

- поддерживать у детей ощущение успешности.

Программное содержание занятий по обучению грамоте должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. И тогда это обучение будет являться личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, но и основных базисных характеристик личности.

Использованная литература

  1. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое пособие / И.А. Быкова – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 56с.
  2. Гризик, Т.Н. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие для педагогов / Т.Н. Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006. -
  3. Ельцова, О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте: Учебно-методическое пособие / О.М. Ельцова. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 320с.
  4. Журова, Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет: программа, методические рекомендации / Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 32с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности

Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, систематическая работа способствует интеллектуальному, нравственному развитию и активизации познавательной деятельности ребёнка -...

"Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...

Развитие основ критического мышления старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях

В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления  старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления,  выделены элементы критического мышления старш...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации образовательной деятельности по ФЭМП"

Семинар- практикум для педагогов дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников....