Развитие основ критического мышления старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях
статья (подготовительная группа)

Афанасьева Татьяна Анатольевна

В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления  старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления,  выделены элементы критического мышления старших дошкольников.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Т.А. Афанасьева

Студентка

Забайкальского государственного университета

672039 ул. Александро-Заводская, д. 30,

Чита, Забайкальский край,

e-mail: tanya.afanaseva.72@List.ru

Развитие основ критического мышления старших дошкольников

в дошкольных образовательных организациях

Аннотация В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления  старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления,  выделены элементы критического мышления старших дошкольников.  

Ключевые слова: критическое мышление, методы, приемы, анализ, оценка, объяснение, вывод, контроль, основы критического мышления.

T.A. Afanasievа

Student

Transbaikal State University

672039 st. Aleksandro-Zavodskaya, 30,

Chita, Trans-Baikal Territory,

e-mail: tanya.afanaseva.72@List.ru

Development of the foundations of critical thinking of older preschoolers

Annotation The article substantiates the relevance of the development of the foundations of critical thinking in older preschoolers, consideration of the concept of critical thinking and the basic foundations, elements of critical thinking in older preschoolers.

 Key words: critical thinking, methods, techniques, analysis, assessment, conclusion, conclusion, control, fundamentals of critical thinking.

 На сегодняшний день сложно предугадать, какие качества человека будут требоваться на рынке труда через несколько лет, но требования к профессиональным навыкам точно изменятся. До сих пор в системе образования в большинстве стран мира обучение было нацелено на накопление   знаний. В настоящее время необходимо учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а   не   просто накапливать   и   запоминать. [8, с 2] В 2016 г. на   Всемирном экономическом форуме в Давосе участниками форума были выделены десять навыков, которыми должен обладать каждый работник. В России сократили «давосскую десятку» до   системы из   четырех   ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:   критическое мышление (Critical Thinking); креативность (Creativity); коммуникация (Communication); координация (Coordinating With Others). [1, 122]

В государственной   программе развития образования   и   науки РФ были определены навыки, которые   необходимо   сформировать у обучающихся: функционального   и творческого   применения знаний,  критического мышления, проведения исследовательских работ,   использование   цифровой образовательной среды, применение различных способов коммуникации,  умения работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятия решений.   В законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования   также находит отражение потребность развития у детей дошкольного   возраста обозначенных   компетенций. Таким образом, мы видим, что во всех документах актуализируется необходимость развития критического мышления. Мы сочли важным обратиться к изучению проблемы развития основ критического мышления старших дошкольников в условиях ДОО.

Как в теоретическом, так и в экспериментальном плане    критическое   мышление является мало изученным феноменом.  Единого   определения   критического мышления   не существует. В.А. Крутецкий отмечает, что критический ум является дисциплинированным и ответственным, потому что ничего не принимает на веру. [4, 84]. М.В. Кларин говорит о критическом мышлении как о рациональном, рефлексивном мышлении, которое направлено на решение того, во что стоит верить или какие действия следует применять. [5, 56], Л. Г. Терлецкая считает, что критическое мышление - это такое мышление, которому присущи глубина, последовательность, самостоятельность, гибкость , скорость [6, с 23]

В современной   психологии   рассматривается   несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему: критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, который помогает человеку анализировать информацию и, опираясь на логику, принимать обдуманное решение. В научной литературе содержится описание того, чем характеризуется проявление критического мышления у младших школьников.

            Западные эксперты утверждают, что к основным показателям, которые раскрывают сформированность   критического мышления у   младших школьников, относятся: 1. Анализ - умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами. 2. Оценка - умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов. 3. Объяснение  (аргументация) - умение   объяснять   ход своих мыслей.4. Вывод - умение самим делать   выводы, обнаруживать нехватку информации.   5. Контроль – рефлексия,   самопроверка [9, с 6 ]

Российские исследователи (С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская) для   развития критического   мышления у   младших школьников подчеркнули   важность не  только умений «решать  учебные и   реальные проблемы;   выделять из текста основные   смысловые единицы», но и   значение коммуникативных действий  для критически   мыслящего ребенка: «способность к   продуктивной   совместной работе   в группе; способность  отказаться   от своей   точки зрения, если   она не  позволяет объяснить  тот или иной факт или входит в   противоречие со здравым смыслом и логикой» [3, с 64]

Развивать   основы критического   мышления у человека необходимо, на наш взгляд, с дошкольного возраста. Г.А. Урунтаева считает, что рассуждение дошкольника начинается с постановки вопроса, что свидетельствует о проблемности мышления. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критического мышления. Критичность проявляется в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Он замечает в них несоответствие с действительностью. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию основ критического мышления и понятийного мышления. [7, с 201]

Таким образом, мы пришли к выводу, что основы критического мышления старших дошкольников  включают в себя: -умение решать   проблемы,   сотрудничая с другими детьми; -умение выделять  существенные и несущественные признаки предметов и понятий; -умение сравнивать   и выделять   главное; -умение собирать информацию, которая нужна для   разрешения   вопроса; -умение  слушать   собеседника; -частое задавание  «хороших» вопросов (говорят о проблемности   мышления); -умение устанавливать причинно-следственные связи; -способность   рассматривать несколько возможностей решения какой-либо проблемы; -умение   обобщать и   анализировать. Перечисленные умения свидетельствуют , по нашему мнению, о необходимости целенаправленного развития основ критического мышления.

Работа над развитием основ критического мышления дошкольника, будет эффективной тогда, когда  воспитатель включит подлинную умственную активность детей в любой вид их деятельности, в организационно-образовательную деятельность и труд,  в игры и наблюдения природы, в обсуждении поступка героя книги и в рисовании с натуры или по представлению. [8, с 46]  

Задача   взрослых - подобрать приемы, методы, и способы развития основ критического мышления старших дошкольников и направить их по верному пути. Мы предлагаем обратиться к методам, приемам, технологии развития критического мышления, такие как: прием «Кубик Блума», прием «Верные и неверные высказывания», прием «Фишбоун», метод трех вопросов и другие.

                                           Используемая литература:

1.Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126.

2. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1495 (дата обращения: 13.02.2022).

3.        Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке // Просвещение. – 2011. – С. 170.

4.        Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1976. – 303 с

5.        Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. – М. : Арена 1994. – 124 с.

6.Терлецкая Л.Г. Критическое мышление как средство развития умений учащихся анализировать и применять информацию / Терлецкая Л. – Материалы международной научно-практической конференции «Развитие навыков критического мышления».

7.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.

8. http://hr-inspire.ru/?p=3520 

9..Delphi Report. Сore skills for critical thinking skills and habits of mind. – 1988.

Статья публикуется впервые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники

В современной речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически  правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова,  малоразвита диалогическая...

Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"

Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"...

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"

Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

laquo;Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»...

гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий

статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личны...

Консультация «Технология Кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

В связи с развитием интерактивных коммуникаций передовые идеи обучения и воспитания воплощаются в форму технологий.Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения....