«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
консультация

Сергухина Ирина Анатольевна

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_dou_krossens.docx523 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий.

Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения. Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то основная его задача, что бы дети ставили перед собой цели. Достигали их и оценивали результаты.

Это важная задача требует от ребенка критического мышления.

Кпитическое мышление – это умение мыслить.

Критическое мышление складывается из умения получить  и работать с информацией  и использовать ее в реальной ситуации;  научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы. Это очень важно в век информационных технологий, когда нужно уметь отфильтровывать не нужную информацию. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

Характеристики ребенка, умеющего критически мыслить: 

  • Самостоятельность  (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных). 
  • Каждый новый факт подвергается критическому осмыслению. 
  • Сам ставит  вопрос и проблему, которую нужно решать.  
  • Освоение речи – рассуждения  (утверждение - доказательства - вывод). 
  • Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и учитывать точку зрения другого. 
  • Желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое. 
  • Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний. 
  • Умение сотрудничать и работать в группе

Технология  «Кроссенс»  позволяет:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки,

состояния, действия;

- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать

информацию;

- развивать смекалку, тренировать внимание

Этот метод разработан Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко.

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов.

При решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов».

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим ипоследующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими квадратами, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» S-BA.RU СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ ФС от - PDF Скачать  Бесплатно

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок сразу сложно. Поэтому предложите детям для разгадывания кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой.

Для начала работы, необходимо определение темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Детям предлагаю отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений. Решение кроссенса: время года – осень.

Способы чтения кроссенса «Улитка» «Солнышко» «Крест»

Кроссенс что это такое ?Классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки.

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие

параметры:

1. Чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;

2. Чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;Мастер-класс Технология кроссенс как средство развития связной речи детей  дошкольного возраста доклад, проект

3. Все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

4. Нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

5. Тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.

Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми

• на стадии определения темы образовательной деятельности

• для определения и постановки проблемы

• для закрепления материала

• как способ организации групповой работы

• как творческая совместная работа родителей с детьми

Технология "Кроссенс" на уроках химии

Технология Кроссенс позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни. Они раскрывают новые грани понимания привычных вещей.