гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий
статья (подготовительная группа)

Афанасьева Татьяна Анатольевна

статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личный опыт работы, описывает основные положения по проблеме развития критического мышления у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gumanitarnyy_podhod_km.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

 УДК-373.2

Афанасьева Татьяна Анатольевна

Студент 1 курса

ФГБОУ ВО «Забайкальский

государственный университет», г.Чита

tanya.afanaseva.72@list.ru

научный руководитель А.И. Улзытуева, профессор

кафедры ТМДНО, ФГБОУ ВО «Забайкальский

государственный университет», Чита alendra29@mail.ru

"Humanitarian methodological approach to the development of the foundations of critical thinking of older preschoolers"

Abstract: This article describes the relevance of the development of critical thinking in older preschool children. The author elaborates on the expediency of the humanitarian approach in education, and, referring to personal work experience, describes the main provisions on the problem of developing critical thinking in preschoolers.

Keywords: modernization, FGOS, humanitarian approach, critical thinking, systematicity.

«Гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников»

Аннотация: Настоящая статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личный опыт работы, описывает основные положения по проблеме развития критического мышления у дошкольников.

Ключевые слова: модернизация, ФГОС, гуманитарный подход, критическое мышление, систематичность.

Как правило, изменения в образовании зависят от любых изменений в жизни общества.  Мы проживаем как раз в то самое время, когда глубочайшие изменения в социуме приводят к переосмыслению и существующей системы образования в целом, в том числе и дошкольного. В основе имеющейся концепции образования лежат методологические подходы, которые определяют основные направления развития и совершенствования всех структурных элементов образовательной̆ системы.

Дошкольное образование сегодня претерпевает масштабные видоизменения, направленные на обновление существующей стратегии. Одной из причин тому служит переход человечества в постиндустриальную эпоху, которая проявляется в нестабильности процессов и явлений в стремительно изменяющемся мире. Это и послужило своего рода толчком для принятия образовательных реформ. Одним из первостепенных атрибутов в современном образовании становится умение и стремление решать те или иные задачи в неустойчивом на сегодняшний день мире. Современное общество нуждается в конкурентоспособной личности, а подготовить ее - ответственная задача, возложенная на систему образования, первоначальной ступень которого является детский сад.

Стоит отметить, что в основе изменений, затронувших традиционную систему дошкольного образования, лежит поддержка развития личности ребенка. Мы переживаем переходный период от модели накопления воспитанниками знаний к их активному саморазвитию. Актуальность приобретает внедрение новейших технологий дошкольного образования, ориентированных на переход от «информированности» детей на овладение ими способами разных видов детской деятельности.

Таким образом, совершенствование деятельности дошкольных образовательных организаций на современном этапе происходит за счет использования современных инновационных технологий и подходов. В противоположность авторитарной модели в образовании наблюдается принятие технологий, развивающих в детях инициативу, самостоятельность и творческие начала. Позиция ориентирования на личность ребенка, гуманитарный подход к образованию, поддерживается сегодня на государственном уровне, найдя свое отражение в принятии Федерального государственного образовательного стандарта. В его основных положениях акцентируется внимание на изменении места и роли периода дошкольного детства и его влиянии на развитии личности ребенка, признается его уникальность и значимость для дальнейшего жизненного пути человека.

Признание этого периода самоценным в развитии ребенка позволяет сделать вывод о том, что именно в дошкольном возрасте происходит тот самый «старт» к формированию успешной личности. Таким образом, ребенок становится в самый центр воспитательно - образовательного процесса, что соответствует принципу поддержки разнообразия дошкольного детства.

Принимая во внимание эти факторы, мы, как современные педагоги, также нацелены на поиск технологий гуманистической направленности. Одной из таковых является технология развития критического мышления. Возникает вопрос, для чего дошкольнику развивать этот вид мышления, свойственный детям более старшего возраста?

Ответ довольно очевиден, если рассматривать его в свете последних изменений, происходящих в жизни общества. Наличие у дошкольника способности мыслить критически позволяет решить проблему формирования его информационной компетентности. Благодаря систематической работе ребенок приобретает навык работы с информацией, ему открываются возможности личностного самосовершенствования, развивается индивидуальность, проявляется инициативность.  Способность к критическому мышлению проявляется в умении проверить, оценить уже знакомые идеи и сформулировать на основе проделанной работы собственные выводы. Наличие такой способности у ребенка значительно облегчают ему жизнь среди людей.

Иначе говоря, критическое мышление представляет собой особую методику, в основе которой лежит теория научения мыслить.

Использование представленной технологии в дошкольном образовании позволяет решить ряд следующих задач:

• формировать у детей стремление к образованию;

• формировать у детей способность к размышлению не на основе вопросов воспитателя, а на основе собственных вопросов и имеющихся проблем;

• воспитывать у детей желание не присваивать готовые знания, а добиваться знаний, рождаемых в процессе самостоятельной деятельности.

Целенаправленное использование технологических приемов развития критического мышления позволяет достигнуть следующих результатов:

  • наличие умения работать с большими информационными потоками;
  • наличие умения использовать на практике различные способы интегрирования информации;
  • наличие умения формулировать и задавать вопросы, доказывать или опровергать гипотезу;
  • наличие умения самостоятельно решать имеющиеся проблемы;
  • наличие умения излагать личное мнение, основываясь на опыте других, имеющихся идей и представлений;
  • наличие умения аргументированно выражать собственные мысли;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • наличие способности к самостоятельному обучению;
  • наличие умения принимать на себя ответственность за свои действия;
  • наличие умения к выстраиванию конструктивных взаимоотношений с другими людьми;
  • наличие умения сотрудничать и работать в коллективе и т. д.

С целью достижения эффективности воспитательно - образовательного процесса необходимо компетентно подойти к выбору технологических приемов, грамотно их скомпоновать, интегрировать уже в традиционные формы занятий.

Существует множество приемов, позволяющих развить у детей критическое мышление. В дошкольной практике применяют следующие:

• «Загадка»;

• «Дерево предсказаний»;

• «Верные и неверные утверждения»;

• «Синквейн»;

• «Кластер»;

• «Толстые и тонкие вопросы»;

• «Перемешанные события»;

• «Кубик Блума»;

• «Заучивание по схеме»;

• «Корзина идей» и др.

Стоит отметить, что, работая в данном направлении, мы столкнулись и с рядом трудностей:

  • Применение технологии РКМ предполагает наличие мощной теоретической базы, что предполагает прохождение КПК, прослушивания вебинаров или участия в практических семинарах перед началом ее внедрения в работу с детьми.
  • Наличие в технологии огромного количества приёмов часто вызывает затруднение в их выборе.
  • Не у всех воспитанников имеется способность к работе с большими объёмами информации.
  • Использование технологии РКМ не всегда доказывает свою эффективность при условии ее применения в слабых подгруппах.
  • Имеются сложности в оценивании индивидуальных результатов (к примеру, в работе в группах кто-то остается пассивным).

На личном опыте мы убедились, что систематическое применение педагогических приёмов и методов стимулирования критического мышления у дошкольников дает положительные результаты: дети предпринимают попытки к самостоятельному получению знаний, у них зарождаются попытки аргументировать личное мнение, появляется стремление использовать полученные знания не только в стандартных, но и в нестандартных ситуациях, дети лучше адаптируются к сложившимся ситуациям, наблюдается повышение уровня развития их речи.

Подводя итоги, отметим, что овладение основами критического мышления - это первый шаг на пути к активным, творческим методам. Воспитывая в ребенке неординарную личность, не за чем наполнять его информацией, важно побуждать его делать самостоятельные умозаключения, базирующиеся на основе полученной ранее информации, учить размышлять, правильно формулировать вопросы и искать ответы на них.

Современный мир - это динамично развивающаяся система, в которой каждому из нас отведено определенное место. Для того, чтобы добиться успеха и быть востребованным как в своей профессии, так и в личной жизни, важно стремится к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Невозможно сделать это, не имея развитого критического мышления. Таким образом, развивая его основы в наших детях уже с дошкольного возраста, мы прокладываем им путь в счастливое будущее.

Список информационных ресурсов

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. -С-Пб: «Альянс», «Дельта», «Речь», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"

Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

laquo;Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»...

Развитие основ критического мышления старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях

В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления  старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления,  выделены элементы критического мышления старш...

Консультация «Технология Кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

В связи с развитием интерактивных коммуникаций передовые идеи обучения и воспитания воплощаются в форму технологий.Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения....

Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»

Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"...