Семинар-практикум "Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации образовательной деятельности по ФЭМП"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Шубенкова Татьяна Михайловна

Семинар- практикум для педагогов дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_shubenkovoy.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных

математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения

игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения

математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию

элементарных математических представлений у детей дошкольного

возраста.

План семинара - практикума.

1. Теоретическая часть.

11. Консультация для педагогов «Понятие и значение занимательного

математического материала для развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть. Практикум «Какие игры интересны старшим

дошкольникам».

2.1. Дискуссия о методах развития познавательной активности детей.

2.2. Упражнение «Бусинки».

2.3. Упражнение «Цветные ладошки».

2.4. Игра «Зарядка».

2.5. Задание «Геометрические фигуры».

2.6. Игра «Неделя».

3. Итог. Рефлексия.

Ход семинара – практикума:

1.Понятие и значение занимательного математического материала для

развития детей дошкольного возраста.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность

заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников

познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения

ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического

материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей изадач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную

деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и

развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические

представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в

применении их в других видах деятельности, новой обстановки.

Используется занимательный материал и с целью формирования

представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным

условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень

активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений,

математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к

результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, унего складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и

стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель:

сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При

этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими

(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании

хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска,

выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы

внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно,

кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на

основании практических действий и мыслительного обдумывания.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных

проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее

запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в

новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом

привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства

игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются

целеполагание, планирование, умение анализировать результаты,

воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством

игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что

им нравится сам игровой процесс.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт

основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы

столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным

признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а

так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на

смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой

интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании

фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по

собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети

учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ,

догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа

активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у негокачества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере

он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества

личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,

сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются

конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из

средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на

занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть

занятия по формированию элементарных математических представлений так

используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной

активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении  представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки,

задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,

действий над числами, при формировании представлений о

времени. Занимательные математические игры мы используем и для

организации самостоятельной деятельности детей.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы,

содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек

сложить на столе квадрат?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках

ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники

считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи.

Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в

радость учения. Учение должно быть радостным!

2. Практическая часть. Практикум «Какие игры интересны старшим

дошкольникам».

2.1. Дискуссия о методах развития познавательной активности детей.

2.2.Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и

вычитание

Задачи:

развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и

вычитание;

воспитывать внимательность, усидчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока

упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве?

(пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько

птичек осталось сидеть на дереве)

Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

 2.3.Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;

обучать счету;

развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого)

цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого,

фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать

три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских

ручек

2.4.Динамические паузы

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены,

руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с

точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо

поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги

на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги

врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске

изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка

расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на

поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. -

основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони

ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь,

При наклонах ноги не сгибать)

– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны

вперед (имитация сбора грибов)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п.

- стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Наклонилась сперва

К низу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)

Маша-растеряша.

2.5.“Геометрические фигуры”

Цель: формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме,

размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические

фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных

геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно

заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик.

Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с

геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно

образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости

от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

“Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

2.6. Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и

названиями дней недели

Задачи:

формировать представление о неделе, как единице измерения времени;

уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;

развивать зрительное восприятие и память;

создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной

игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

— Сколько гномиков?

— Назовите цвета, в которые одеты гномики.

— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко

у него красного цвета. 

— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и

курточка у него оранжевого цвета.

— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А

любимая игрушка желтый цыпленок.

— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он

угощает всех зелеными яблоками.

— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он

любит смотреть на голубое небо.

— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие

цветочки, и забор он красит в синий цвет.

— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он

любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им

подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными

лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -

- Правильно на зеленый лепесток часов.

- Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,

А во вторник мы писали.

В среду полки протирали.

Весь четверг посуду мыли,

В пятницу конфет купили

А в субботу морс сварили

Ну а в воскресенье

будет шумный день рождения.

- Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно

разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

- Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

- Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр).

Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится

затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести

порядок.

— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы

пойдем в гости? (вторник).

— День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней

до маминого праздника?(1 день)

— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней,

мы поедем к бабушке? (3 дня).

— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя

протирала пыль? (пятница).

— Что раньше среда или понедельник?

— Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку,

только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит

тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

— Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

— Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

— весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

— на шестой день папа не работал, потому что была ... (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

— Я у брата попросил прощения на седьмой день в ... (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников —

особая область познания, в которой при условии последовательного

обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое

мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика-

царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,

терпение, творческий потенциал личности.

3. Итог. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...