Главные вкладки

    Методические рекомендации по реализации проблемы «Технологические аспекты вовлечения родителей в реализацию образовательной программы учреждения».
    методическая разработка на тему

    Ворончихина Наталья Николаевна

    Особенности включения родителей в образовательный процесс в качестве ассистентов воспитателя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voronchihina_n.n.docx22.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

    Методические рекомендации по реализации проблемы «Технологические аспекты вовлечения родителей в реализацию образовательной программы учреждения».

    Выполнила:

    Воспитатель высшей квалификационной категории

    МАДОУ «Детский сад №152» , г. Казани

    Ворончихина Наталья Николаевна

    Казань 2018

    Особенности включения родителей в образовательный процесс в качестве ассистентов воспитателя.

         

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на взаимодействия с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными в участии образовательного процесса, просто сторонними наблюдателями. В соответствии с ФГОС дошкольная организация обязана обеспечить вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержке образовательных инициатив семьи

             В дошкольные годы крайне важно наличие свободного и открытого общения семьи и педагогов по поводу детей и их деятельности. Детский сад и дом тесно связаны, и чем лучше налажено общение между ними, тем больше поддержки получит ребенок и тем вероятнее, что его первый опыт обучения будет успешным. Не всегда легко в напряженном расписании найти время для регулярного общения. Но если воспитатель считает его жизненно важным для успехов ребенка, оно становится частью ежедневной работы. Для того, чтобы общение стало открытым и доверительным требуется время. Некоторые родители имеют собственный негативный опыт пребывания в детском саду, другие привыкли считать, что воспитатель сам знает «как надо», другие ссылаются на занятость, нехватку времени, все это служит поводом для отказа от участия в образовательном процессе. Они могут сопротивляться  попыткам  вовлечь их во взаимодействие по самым разным мотивам:

    - занятость родителей;

    - из-за неуверенности в том, что педагоги действитфельно хотят их помощи;

    - из боязни совершить ошибку;

    - от незнания того, что надо делать, и опасения причинить вред;

    - из-за неуверенности в том, что они могут что-то предложить  воспитателю в качестве помощи;

    -из-за незнания правил, регламентирующих жизнь группы в детском саду.

    Педагогический коллектив помогает родителям стать участниками программы, создает условия чтобы они почувствовали себя желанными гостями в детском саду. Успех программы основывается на тесном общении и сотрудничестве педагогического коллектива и родителей.

                Первая встреча с семьей происходит в помещении группы. Родители проводят там весь день, как если бы они были детьми. Они играют с игрушками, занимаются художественной деятельностью, гуляют, слушают музыку. У родителей формируется представление о том, что ожидает их детей. Во всех центрах активности развешивается наглядная информация, поясняющая,  что здесь делают  дети и чему в результате научатся. Такое первичное знакомство с помещением позволяет родителям в дальнейшем  чувствовать себя в группе комфортнее. Важно также, чтобы родители знали правила и процедуры, принятые в детском саду, тогда они смогут нормально работать в группе. После первых посещений, родители делятся своими впечатлениями на общем собрании. Они рассказывают,  как дети проводят время в детском саду, что вызвало у них положительные или отрицательные эмоции. У всех родителей вызывает интерес деятельность в центрах активности и как  педагог взаимодействует с детьми, если они  рассредоточены по разным центрам и заняты одновременно разнообразной деятельностью. Кто-то строит, кто-то рисует, другие в это время играют в сюжетно-ролевую игру…Родители приходят к пониманию, какие трудности испытывает педагог при работе с большой группой детей, ему приходиться контролировать  деятельность детей одновременно во всех центрах активности. В ходе обсуждения родители приходят к выводу, что большее число взрослых в группе дает возможность детям  получить помощь в их индивидуальной деятельности, обогащает  образовательную среду. Каждый родитель постарается принести что-либо по теме дня  в детский сад в день своего посещения.  Например, если тема дня «Шляпы» то наверняка в семье найдутся шляпы разных фасонов, вырезки из модных журналов. Большинство родителей согласны с тем, что участие семьи в реализации ООП  весьма полезно  для всех участвующих сторон. Какая же эта польза?

    Польза для семьи

    Посещая группу, участвуя в ее деятельности, родители:

    - ощущают личную причастность к программе;

    - видят, как их ребенок общается с другими;

    - начинает больше понимать в детском развитии;

    -получают представление  о работе воспитателей и начинают испытывать большее  удовольствие уважение к ним;

    - обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

    - знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;

    - устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;

    - получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

    Польза для воспитателей

    При участии  родителей в жизни группы воспитатели могут:

    - проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

    - понять, как родители мотивируют своих детей;

    - увидеть, как родители помогают свои детям решать задачи;

    - узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи  разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);

    - получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.

    Польза для детей  

     - Чем лучше общение между родителями и педагогом , тем большую поддержку получит ребенок и тем вероятнее, что его первый опыт обучения  будет успешным;

    - присутствие членов семьи в группе позволяют ребенку не чувствовать себя оторванным от семьи;

    - забыть о беспокойствах, справиться со стрессом;

    - использование тех интересов и того обучения , которое имеет место дома

     В выигрыше оказываются и воспитатели,  и родители, и дети.

     Стараемся объяснить, что родителей ждут в группе на любых занятиях, в любое время. Для этого используются листы посещения, где родители указывают время и дату, в которое они могут посетить группу. Время пребывания в группе никак не ограничивается. Если он может по дороге на работу ненадолго зайти в группу, чтобы почитать детям книжку или помочь в изготовлении пособий, в ремонте игрушек, - прекрасно. Кто-то захочет записаться на несколько часов в неделю. Если родители, ссылаясь на занятость, отказываются от визита в группу, то можно пригласить старшее поколение, бабушек и дедушек. Эффективно применение приглашений, которое дети изготавливают сами. Изучение интересов родителей позволяет наметить формы их участия в образовательном процессе, с учетом личных склонностей, умений и способностей. Родители могут рассказать о своей профессии, если мама увлекается кулинарией, она научит детей готовить разные блюда, если папа любит мастерить, то в «центре Строительства» он найдет применение своим умениям.

    Любой день из жизни группы включает множество моментов, занятий и событий. И конечно, трудно ожидать, что пришедшие помочь родители будут точно знать, что им делать. Существует несколько стратегий, которые помогают членам семьи освоиться в программе:

    -общая информация, о стандартных видах деятельности в каждом центре активности

    -конкретные инструкции на каждый день

    -памятки помощнику

    -общая информация для помощников

    Важно также, чтобы родители знали правила и процедуры принятые в детском саду, тогда они смогут нормально работать в группе. Правила мы записываем и распространяем среди родителей в начале года, а также вывешиваем на доску объявлений или привлекаем родителей к совместному изготовлению правил.

    Очень важно не забыть о выражении признательности членам семьи за участие в программе. Каждому приятно, когда его усилия по достоинству ценят, и родители, участвующие в программе, - не исключение. Они пришли, потратили свое время и заслуживают благодарности и признания.

    На доску объявлений для помощников вывешиваем «благодарилки», в форме сердечек, детских ладошек, на собраниях вручаем грамоты, благодарственные письма.

    Некоторые семьи не имеют возможности приходить в детский сад, чтобы помочь воспитателю, педагог всегда должен помнить о том, что есть много других способов участия в программе. Родители могут помочь оборудовать или убрать площадку, посетить собрание, развлечения, прислать материал для работы в центрах активности – все это ценные формы содействия.

          Очень  важно, чтобы коллектив детского сада признавал главенствующую роль семьи, как первого воспитателя ребенка. Значение семьи для воспитания и развития ребенка трудно переоценить.

         Программы, которые ставят основной акцент на вовлечение родителей в образовательный процесс   всегда имеет положительный результат и чем раньше такая работа начинается, тем лучше для ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания детей в ДОУ в аспекте образовательной программы учреждения (на примере деятельности ДОУ №37 «Звездочка»)

    Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача нас  педагогов сд...

    РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

    Методические материалы для заведующих  и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды  с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...

    Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".

    Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...

    Мастер-класс по теме «Газетная публикация как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»

    Цель мастер-класса: "Формирование у педагогов практических навыков создания газетных публикаций в программе Microsoft Publisher 2010"...

    «Реализация принципа культуросообразности в образовательной программе учреждения»

    В статье представлен материал о принципе культуросообразности в истории педагогики, портрет современного ребенка дошкольного возраста начала 21 века, принципы организации образовательного процесса с д...