Главные вкладки

    ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
    материал на тему

    {Хаджиева Ольга Курбановна

    ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt.doc188.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Болоховский детский сад «Улыбка»

    муниципального образования

    Киреевский район

    Передовой педагогический опыт работы по теме:

    «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

    Работу выполнил воспитатель

    Хаджиева Ольга Курбановна

    Болохово, 2018 г.


    Содержание

       Введение………………………………………………………………………..3

    1. Актуальность выбранной темы……………………………………………5
    2. Дидактические игры в образовательном процессе детского сада………7

    2.1.        Цель, задачи работы………………………………………...8

    2.2.        Принципы построения деятельности……………………...9

    2.3        Основные направления и этапы работы………………….12

    2.4        Условия достижения основных задач…………………….16

    2.5        Характеристики основных средств, форм, методов и приемов

     работы………………………………………………………….......19

    2.6      Работа с родителями……………………………………….22

    1. Результаты…………………………………………………………………24

    3.1.        Перспектива…………………………………………………26

    3.2     Используемая литература…………………………………..27

    Введение

    С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

    Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако, постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

    Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования правильной речи детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи. Для меня, как для воспитателя, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно развивать речь детей, обогащать и расширять словарь, помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть. С этой целью я в течение двух лет работаю над темой «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр».

    1. Актуальность выбранной темы

    Актуальность выбранной мною темы работы подтверждает документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, где прописаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В содержании программы должны быть чётко представлены направления развития и образования детей, одним из которых является – речевое развитие. Это направление включает в себя задачу по обогащению активного словаря детей, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

    Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной педагогике, логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

    Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Поэтому, я обратила своё внимание на формирование словаря.

    В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми, по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникала пауза. Затем, дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря.

    Мои опасения и наблюдения подтвердили результаты проводимого обследования детей. Из 29 обследуемых детей только 11 человек хорошо справились с предложенными заданиями, у других детей была трудность в подборе употребления прилагательных, глаголов и наречий. Дети испытывали трудности при рассматривании предмета самостоятельно, правильно подбирать и употреблять слова определить их главные свойства и признаки, вносить изменения в образование слов, составлять связные высказываний, употреблять объяснительную речь.

    Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, я определила, роль слова как важнейшую единицу языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

    1.  Дидактические игры в образовательном процессе детского сада

    В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

    Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря я решила использовать дидактические речевые игры.

    Такие игры помогут:

    • обеспечить количественное накопление слов;
    • освоить социально закрепленные содержания слов;
    • овладение значением слов;
    • освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
    • проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;
    • активизировать словарь.
    1. Цель и задачи работы

    Целью моей работы в этом направлении является: создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

    Задачи:

    1. Продолжать формировать навыки речевого общения.
    2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного в активный (классификация понятий, подбор синонимов, определений).
    3. Развивать память, восприятие, мышление.
    4. Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о себе и о своей деятельности.
    1. Создавать положительный эмоциональный настрой деятельности и повышающий ее результативность.
    2. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нём.

    В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.

    По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка.

    По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

    В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.

    В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр на формирование словаря дошкольника.

    1. Принципы построения деятельности

    Планируя и осуществляя работу по заинтересовавшей меня проблеме, я руководствовалась принципами:

    Принцип развития отражает чёткую ориентацию работы воспитателя на развитие личности ребёнка. Развивать – это значит сделать сильнее, дать окрепнуть, помочь созреть духовно, умственно, культурно; пережить процесс перехода от одного состояния в другое, более качественное; распрямить части чего-то свёрнутого, нераскрывшегося. Данный принцип опирается на учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

    Принцип природосообразности образовательной деятельности. Согласно ему, образование и воспитание призвано не вредить физическому и психическому здоровью, а способствовать его укреплению (Л.Н.Толстой). Ребёнок не только органическая часть природы, но и социальное существо. Поэтому должна учитываться его вторая природа – социальная. Принцип природосообразности говорит о том, что дошкольная образовательная деятельность должна соответствовать как внутренней природе, так и внешним условиям.

    Принцип диалогического общения рассматривает диалог, как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного пространств, отражает тесную связь взаимной и встречной активностью, искренностью, взаимопониманием воспитателя ребёнка. Эта связь в ходе обучения давно фиксировалась крупнейшими педагогами как закономерная. Именно диалог воспитателя с ребёнком в образовательном процессе проецирует установку на разумное усвоение. Основная задача диалога – развитие партнёров, где другой становится посредником в освоении ценностей культуры. Реализация данного принципа в образовательном пространстве ДОУ обеспечивает ребёнку уверенность в своих силах, открытость внешнему миру , инициативность , самостоятельность - т.е. атмосферу , стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, чувство собственного достоинства.

    Принцип        доверительного        сотрудничества        подразумевает открытость, взаимную обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса. В данном контексте имеется в виду сотрудничество систем: «ребёнок – педагог», «ребёнок – родители», «педагог – родители». Доверительность вызывает ребёнка желание подключиться к социально-значимой деятельности в качестве полноправного партнёра. Появляется осознание причастности к совместному делу, социальной востребованности, переживание радости, удовлетворения от расширения индивидуального опыта. Доверительное сотрудничество воспитателя и ребёнка в этот период ориентировано не на «обмен информацией», а на осмысление, систематизацию устоявшихся в сознании идей, ценностных приоритетов, и главное – выявление главного между ребёнком и педагогом. Доверительные отношения с детьми, учёт индивидуальности ребёнка, его точки зрения, эмоционального состояния – необходимые условия для развития личности. Таким образом, достижение доверительного сотрудничества с ребёнком – процесс длительный, и внутренним его критерием становятся общечеловеческие духовные ценности.

    Принцип доступности, когда предлагаемый материал и объяснения взрослого понятны и хорошо воспринимаются детьми; материал и игры подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    Принцип систематичности и последовательности, когда обучение детей ведётся регулярно от простого материала к сложному, с опорой на предыдущий усвоенный материал.

    Принцип наглядности основывается на том, что ребёнок дошкольного возраста в основном мыслит, опираясь на конкретные предметы, явления; каждое занятие строится с максимальным использованием наглядных средств: картин, игрушек, муляжей, таблиц и т.д..

    Принцип комплексности, при котором проблема развития лексической системы у детей решается не только проведением специально отведённых для этого занятий, но и во всех других видах деятельности, а также в свободное время, на прогулке, в домашних условиях.

    Принцип научности, когда, выполняя предлагаемые задания, дети, усваивают серьёзные и необходимые в дальнейшем категории, и понятия.

    Принцип опоры на онтогенез, когда развитие речи у детей требует обязательного учёта онтогенетических особенностей: условия рождения, беременности, состояния общего и речевого развития, а также учёта развития речи детей в норме.

    Принцип дифференцированности, при котором индивидуальный подход к ребёнку везде должен сочетаться с его персональными умениями и возможностями.

    Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. Известно, что ведущей деятельностью ребёнка в период до семи лет является игровая деятельность, поэтому обучение становится эффективнее, если оно осуществляется в играх: дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных и т.д..

    Принцип здоровьесберегающий - реализует в образовательном пространстве ДОУ обобщённое целостное представление о психологическом и соматическом здоровье ребёнка.

    1. Основные направления и этапы работы

    Обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперёд. Ребёнку необходимо приложить усилия для овладения новыми знаниями.

    При оценке лексических возможностей необходимо помнить, что при нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. В возрасте 3 - 4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия. 

    В возрасте 4 лет активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, лобик, куколка, платьице). 

    В 5 - 6 лет усвоение детьми навыка словообразования позволяет использовать в речи слова, обозначающие качества предметов (железный, деревянный, пластмассовый), а также слова разных частей речи, образованные от одного корня (плавать - пловец - плавучий). [1]

    Первое, что я сделала, разбила предстоящую работу на этапы решения основных задач с усложнениями, а именно:

    1. Словарь, обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов.
    2. Уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимы и т. п.).
    3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
    4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный.

    Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

    Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Например, как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:

    1 признак – что это? (горох, лук, стул)

    2 признак - каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.)

    3 признак - какая форма? (овальная круглая и т.д.)

    4 признак - какая величина? (большой – маленький)

    5 признак - какой вкус? (сладкий, кислый)

    6 признак – какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.)

    7 признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый)

    8 признак - что внутри? (зернышки, косточки, шурупы)

    9 признак - где используем? и т.д.

    Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использовала игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству» и т.д. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на НОД по ФЭМП, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

    Для работы с детьми я использовала задания, при которых углубляются представления о предмете. Например, игра «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.

    Дошкольникам давались задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.

    Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работа над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.

    Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….».

    Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Например, «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?».

    Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная).

    Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями. Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).

    Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.).

    Следующее направление работы с детьми это:

    Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

    Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Например, игра «Что ползает, летает, идет, едет?» ребенок обращает внимание на разнообразие слов.

    Наряду с закреплением словаря решала и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова «новогодний» праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, он означает для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает полное значение этого праздника.

    С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Например, «Объедини в рассказ». Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, на доске оформляются разные ситуации, о которых ребенок рассказывает.

    Упражнения в словоизменении и словообразовании помогают в точном подборе правильных слов: Как называется суп из фасоли? (фасолевый), «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).

    Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

    Активизация словаря. Активизация словаря  важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы я побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Это определенные слова, которые должны не только понимать дети, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Например, «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику.

    К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

    Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный — горячий, толстый — тонкий, утро — вечер). Следующее направление работы это:

    Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, прётся, пипец и т. д.).

    В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду я часто сталкиваюсь с этим явлением. Например, мы учим детей, заменять слова, либо не использовать их в речи совсем.

    1. Условия достижения основных задач

    Усложнение содержания словарной работы идет по следующим направлениям:

    1. Овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом.

    Например, когда дети познакомились с объектом живой природы - сосна, далее они могли составлять рассказ, откуда пришла книга. Имея представления, что из деревянной стружки делают бумагу.

    1. Рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение.

    Например, подбор к существительному солнце прилагательных; солнце - не только красное и ясное, но и жаркое, пылающее, обогревающее и т.д..

    1. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

    Например, «Узнай предмет и действие, которое может этот предмет совершать» (бежит человек, бежит ручей, бежит дорога, лиса, молоко, время) и т. д.

    Задачи по формированию словаря включала в различные виды непосредственно образовательной деятельности: по познанию, по развитию речи, художественному творчеству. (Например, темы: «Обувь», составление рассказа: «Мой друг», рисование: «Сказочный лес»). А так же в совместную деятельность и индивидуальную работу.

    Составила перспективный план работы с детьми:

    • Обследование детей. Подготовительная работа (узнавание предмета по его описанию, отгадывание загадок о предмете и т.д.)
    • Составление короткого рассказа – описания предмета по его основным признакам (цвет, форма, материал, назначение и др.)
    • Сравнение рассказов по набору игрушек (составление рассказа по аналогии – по образцу педагога).
    • Сравнительное описание двух предметов (игровых предметов; растений; животных; предметов мебели) по вопросам; по плану; по образцу педагога.
    • Составление короткого рассказа о животных (внешний облик, среда обитания, питание, какую пользу приносят людям и т.д.)
    • Составление пересказа небольших произведений.
    • Рисование        на        тему        пересказанного        произведения с последующим составлением рассказа по рисунку.

    Работая с детьми, часто задавала себе вопросы; на что надо обратить внимание? Как приобщить ребёнка к приобретению знаний? Что сделать, чтобы, обучение было доступно и вызвало интерес у ребёнка? Мне также помогли дидактические игры и лексические упражнения, предложенные в книге С.А.Васильевой, Н.В.Соколовой «Логопедические игры для дошколят».

    Варианты распределения заданий, предлагаемые ими, оказались оптимальными при решении задач по формированию словаря. Если задания ребёнку были непосильны, обращалась к более лёгкому материалу, а затем вновь возвращалась к тем, которые вызвали затруднения, так как всегда помнила высказывание Л.С.Выготского, который писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и я терпеливо, реально оценивая способности детей, шла к поставленной цели. В этом мне помогали рекомендации коллег.

    Начиная работу по формированию словаря, с помощью дидактических игр выделила в ней такие направления:

    - создать условия для формирования словаря, то есть развивающую среду;

    - подобрать дидактические игры по лексическим темам;

    - использование дидактических игр и пособий от простого к сложному.

    1. Характеристики основных средств, форм, методов и

    приемов работы

    Средство - это способ действия для достижения чего – либо. В своей работе с детьми я использовала следующие средства:

    • непосредственное        наблюдение        окружающей действительности (экскурсии, труд взрослых);
    • показ малознакомой картины, главное здесь – объяснение взрослого;
    • показ знакомых картин, здесь преобладает речь детей;
    • показ видеозаписи, беседа об увиденном;
    • чтение художественных произведений;
    • рассматривание игрушек;
    • культурная языковая среда, речь взрослого;
    • различные виды искусства.

    Работа по решению поставленных задач чрезвычайно многопланова. В связи с этим, методы и приёмы работы по обогащению словаря детей разнообразны и часто пересекаются.

    Метод развивающей наглядности - все игровые материалы носят развивающей характер, в том числе и схемы, модели. Например, формирование обобщающего понятия: «Дикие птицы» по схеме.

    Метод проблемно  поисковый – суть данного метода в том, что ребенку не всегда даются конкретные знания, а создается проблемная ситуация, ребенок сам добывает данные знания, обеспечивается работа детской мысли. Например, летнюю обувь носят летом, а зимой?

    Метод успеха – необходима постоянная стимуляция, поэтому воспитатель должен предусматривать возможные затруднения и ненавязчиво помочь ребенку. Например, герой благодарит за помощь.

    Метод словесный – краткое одновременное описание, объяснение; образный и сюжетный рассказ. Например, придумай что дальше произошло героем.

    Метод репродуктивный – уточнение и воспроизведение действий по образцу. Например, яблоко большое, красное, круглое, а лимон?

    Метод игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания. Например, дети изображают героев сказки: «Репка», проговаривая, числительные.

    Метод сюрпризный – использование различных сюрпризных моментов, эффекта неожиданности, интриги. Например, появление сказочного персонажа.

    Исходя из методов, были определены формы работы с детьми. Главное или первое место я отвела совместной форме работы с детьми, которая проходила через разнообразные приемы, совместные игры взрослого и детей, организация непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических речевых игр, лексических упражнений, создавала условия для самостоятельной деятельности детей.

    Приёмы

    Прием «загадка» - отгадай, что изображено на картинке, закрытой на половину;

    Прием «находка» - это задание требующие от детей нестандартного решения;

    Прием «что сначала, что потом» - ребенку дается картинка ему нужно додумать, что было до этого, что потом.

    Условия

    Одним из составляющих успеха является грамотное построение развивающей среды. Организация пространственно-развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства группы. Создание пространственно-развивающей среды соответствует требованиям ФГОС условиям программы дошкольного образования. Построение предметно-пространственной развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    - Содержательно-насыщенной (насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы);

    - Трансформируемой (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);

    - Полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, модулей, детской мебели);

    - Вариативной (наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей);

    - Доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, материалам);

    - Безопасной (предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

    В групповой комнате был создан уголок по речевому развитию, в котором были дидактические игры, лексические упражнения, которые я создала сама, например, «Слова - двойняшки» (многозначность слов), «Сравни до пяти» (сравнительные прилагательные), «Какой вкус у мороженного?» (образование прилагательных), «Кто где живёт» (домашние и дикие животные), а также схемы-опоры по составлению описательных рассказов, картотеки поговорок, загадок, игры, развивающие речь с движениями, подобрана художественная литература. Также мною было создано дидактическое пособие «Ларец ощущений» - его цель активизировать словарь детей. С помощью тактильных ощущений через два отверстия для каждой руки, ребенок определяет, что это за предмет, описывает его, дети отгадывают.

    1. Работа с родителями

    Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.

    Это консультации, например, «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»; «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей». Познакомила родителей с методами и приёмами работы по этой теме в детском саду. Были проведены родительские собрания, где подчёркивалась роль работы по формированию грамматически правильной речи и обогащению словаря у детей и давались необходимые рекомендации.

    Так же я проводила индивидуальные беседы с родителями о необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас.

    Дидактические игры и упражнения способствовали вовлечению в процесс анализаторов (зрительного и тактильного). Предметы, картинки, пособия, вопросы, условия игр были ясны и понятны детям и родителям, привлекали внешне. Родители играли совместно с детьми и выполняли задания по развитию грамматического строя речи, вспоминали с помощью каких средств можно обогатить словарь ребёнка, развивать интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Потому как параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать, и родители в этом сами убедились, играя в игры «Подбери слово – стоит…, идёт…, лежит…, сидит...», «Угадай, кто я?» - где по названному слову должны догадаться кто это. Например, медлительная, пучеглазая, скользкая, выносливый и т.д. «На что это похоже?», «Для чего и для кого?».

    Родители с пониманием отнеслись к теме - обогащения словаря детей и активно приняли участие в создании условий и развивающей среды. С их помощью были изготовлены некоторые пособия и дидактические игры.

    Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют - обладают большим количеством запаса слов. А также само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.

    Результаты

    Диагностический план обследования по обогащению словаря детей во второй младшей, средней и старшей группе был разработан на основе методики обследования словарного запаса детей дошкольного возраста О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.

    Данная методика состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу всего теста имеют усложненные элементы, для диагностики объема словарного запаса детей разного дошкольного возраста.

    Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть, что дети приобрели навыки речевого общения. Заметно обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов. Сформированы видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, транспорт…) обобщающие понятия с их последующей дифференциацией (транспорт наземный, воздушный…). Дети заметно легче стали объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения. Расширяющийся словарный запас дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях. Обогатились представления о мире.

    Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.

    Необходима постоянная работа, а именно:

    - обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;

    - закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;

    - выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, лексическое значение, которых точно понимается ребенком;

    - понимание и употребление в речи антонимов, синонимов;

    - понимание и употребление обобщающих понятий (их дифференциация);

    - понимание и употребление фразеологических оборотов, образных выражений.

    Самым главным в заключении хочу отметить повышение своего профессионализма и личная творческая заинтересованность. Изучаю методическую, научно-популярную, периодическую литературу. Стараюсь преподнести детям материал так, чтобы он был интересен, доступен, соответствовал возрасту и уровню развития детей. Являюсь активным членом творческой группы ДОУ и, также, активно учувствую в жизни группы и сада.

    Так же повышение своего профессионализма – это опора на педагогический опыт коллег и методическую литературу.

    Перспектива:

    1. Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения словаря детей с помощью дидактических игр.
    2. Изучать новинки методической литературы, периодических изданий.
    3. Систематически посещать методические объединения, курсы, повышения квалификации.
    1. Продолжать работу по педагогическому просвещению родителей, периодически обновлять консультативный материал, затрагивая тему моей работы на родительских собраниях.
    2. Активно участвовать в жизни детского сада, подготовить консультационный материал для педагогов.


    Литература:

    1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 2000.
    2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн, 2002. – 160 с.
    3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского, Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998.
    4. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок, Журнал дошкольное воспитание, 1998. картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21.
    1. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
    2. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Методика обследования словарного запаса детей. Словарный запас. М., 1999.
    3. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-

    социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

    1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.– М.: Просвещение, 1989.
    2.  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
    3.  Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
    4.  Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
    5.  Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2004.
    6.  Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985.
    7.  Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.
    8.  Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    9.  Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Педагогика, 2002.
    10.  Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
    11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
    12.  Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2000.
    13.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.


    Приложения



    [1] Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

    «Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

    Консультация для родителей «Использование метода системного подхода для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

    Данная консультация познакомит родителетей с тезнологией ТРИЗ, повысит их компетентность  в сфере инновационных технологий, познакомит с методикой проведения дидактических игр....

    Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра и её роль в обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Крнсультация о том, как дидактическая игра влияет на обогащение словарного запаса дошкольников...