Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка дошкольника
консультация (старшая группа) на тему

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка.

Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот  период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

  Для обеспечения каждому ребенку того самого  равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного  образования, в каком бы образовательном учреждении ( или в семье) ребенок его ни получал.

 Именно с этим  и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных, возрастных особенностей.

  Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГОС ДО? Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные области и основные задачи образовательных областей.

  ФГТ в дошкольном образовании направлено на созидание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

 Федеральное государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Начнем с того, что выясним, что же такое интеграция?(ответы педагогов). Верно, интеграция-это состояние (или процесс , ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

  Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории ( часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

  В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

  Образовательные области, выделенные в ФГОС ДО «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

  Наряду с традиционными областями, в ФГОС ДО представлены  образовательные модули, хотя их «не традиционность» весьма условна.

  Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область  «Коммуникация»- это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

  В новых ФГОС ДО использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

  ФГОС ДО устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

  Принцип интеграции имеет психологическую основу.  Связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

- поведение и деятельность дошкольников  представляют собой недостаточное дифференцированное цело;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

  Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды. Детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

  Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно- игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

  Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей  по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

  Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования. Игровых проблемных ситуаций и прочее.

  На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого-прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно-исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

  Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач. Но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний ( режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических. Интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

  В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе. Тем успешнее идее его развитие, реализуются его  потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности-игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд-занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

  Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Так выглядит портрет выпускника детского сад:

  1. Физически развитый, овладевший основным культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  3. Эмоционально-отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  4. Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми( договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  5.  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведение на улице( дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности-умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

«Золотые правила»:

  1. Подари ребенку радость творчеств, осознание авторского голоса;
  2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  3. Будь не «Над», а «Рядом»
  4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  5. Учи анализировать каждый этап работы;
  6. Критикуя. Стимулируй активность ребенка.

И о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей. В рамках реализации ФГОС ДО. Во многом это связано с отсутствием примерных программ, методических разработок. Наша  образовательная составлена на основе комплексных программ, которые во многом не учитывают основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДОУ на современном этапе.  Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Формулируется главный поисковый вопрос « Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?» Думаю самое время проявить креативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция образовательных областей, как средство гармоничного развития дошкольника»

В статье раскрывается понятие - интеграция, описаны причины введения интеграции образоательных областей, и данна структура интегрированного занятия....

Интеграция образовательных областей как средство развития ребёнка.

Консультация для педагогов ДОУ.Раскрываются вопросы: Что такое ФГТ? Интеграция. Принцип интеграции. Портрет выпускника дошкольного учреждения. "Золотые правила"...

Презентация - Мастер-класс «Игровые технологии как средство интеграции образовательных областей в физическом развитии дошкольников»:

20.11.2018г. - 1 занятие. Тема: «Использование игровых технологий в системе физического воспитания младших дошкольников».Цель: познакомить педагогов с видами подвижных игр и научить состав...

Презентация: Интеграция образовательных областей в математическом развитие младших дошкольников

Интеграция– это состояние (или процесс,ведущий к такому состоянию) связанности,взаимопроникновения и взаимодействия отдельныхобразовательных областей содержания дошкольногообразования, обеспечив...