Региональный практический семинар "Интеграция образовательных областей как средство разностороннего развития ребенка" на тему "Нестандартные технологии здоровьесбережения : цветовая терапия"
консультация на тему

Никитина Наталья Николаевна

Цветовая терапия с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад образовательного вида № 9»

Исполнительного комитета Нижнекамского  муниципального района

Выступление

на региональном практическом семинаре

«Интеграция образовательных областей как средство разностороннего развития ребенка»

на тему:

«Нестандартные технологии здоровьесбережения: цветовая терапия»

подготовила:

старший воспитатель МБДОУ № 9

г.Нижнекамска

Никитина Н.Н.

Г.Нижнекамск

Республика Татарстан

      «Цвета действуют на душу,

 они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысль»

Гете И.В.(слайд№2)

       Одной из основных задач детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Наряду со здоровьем детей встает вопрос и об укреплении здоровья педагогов, т.к все чаще  в различных изданиях  появляется словосочетание «синдром эмоционального выгорания педагога» Педагогические работники  ищут технологии , методики и программы направленные на сохранение не только физического , но и психологического здоровья, как детей , так и сотрудников.

        Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности педагога- это «работа сердца и нервов» , где требуется ежедневное расходование огромных душевных сил. А современные дети не только более гиперактивны, чем 10-15 лет назад, но и более агрессивны, импульсивны и т.д. Наличие эмоциональной напряженности ярко проявляется у молодых воспитателей . Нередко большой объем педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, порой даже рукоприкладство,  что способствует формированию таких личностных качеств, как без инициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Такого рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, которые нередко разряжаются на рабочем месте, т.е. в группе, что делает их практически профессионально непригодными.  Для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение»,сгорание». Поэтому  профилактикой эмоционального выгорания педагогов и эмоциональной  коррекцией поведения детей, должны заниматься не только психологи детских садов , но и воспитатели групп.

   Если по укреплению физического здоровья детей ,мы знаем немало программ и пособий, а по коррекции поведения , обращая внимание на психологическое здоровье детей, методик используется недостаточно.

      Одним из интересных направлений, на мой взгляд, являются такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как арт-терапия(слайд №3)

 Арт -терапия в переводе с английского обозначает лечение искусством. К  арт-терапии относится:

1.Изотерапия(живопись,рисование,лепка и т.д)

2.Песочная терапия

3.Цветотерапия

4.Музыкотерапия

5.Данс терапия(танцевально-двигательные )

6.Сказкотерапия

7.Вокалотерапия

8.Библиотерапия(сочинение сказок,стихов)

9.Фототерапия

Меня заинтересовало одно из направлений арт-терапии — цветотерапия.

Цветотерапия используется как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста и как   метод снятия негативных переживаний и трансформирование их в положительные эмоциональные состояния  педагогов.

        Цветотерапия — это не медикаментозный  метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных  зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие цветом проходит на орган зрения, а через него . через зрительный анализатор - на нервную систему.

       Цветотерапия — это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка и педагога при помощи определенных цветов.(слайд№4)

 Благодаря  простой методике, воздействием определенного цвета на ребенка и взрослого можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже в начальных случаях детской агрессии. Это профилактическая и коррекционная мера при возникновении эмоционального выгорания педагогов, при расстройстве сердечно-сосудистой системы, депрессии, головной боли, повышенной метеочувствительности, для снятия напряженности.

      Уже доказано, что с помощью цвета можно повысить иммунитет, отрегулировать гормональный фон, активировать синтез витамина Д, ответственного за отложение кальция в костной ткани, уходят фобии, страхи , нормализуется дисбаланс. От просмотра цветовой гаммы  происходит саморегуляция организма. Ученые утверждают, что цвет воздействует даже сильнее химических препаратов и даже может вылечить рак. Существует методика «Странник» которая одобрена Министерством здравоохранения РФ. Психиатр Бехтерев писал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».(слайд №5)

 Вспомните, что недоношеных детей держат под синей лампой для коррекции биллирубина в крови.

     А сейчас немного истории. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветом лечили и лечат в Египте, Китае, Персии.

      В Египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи, в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно купали больного в оздоровительных потоках целительных лучей и больной выздоравливал. (слайд№6)

       Греки, китайцы, индийцы разработали методики использования цвета и света.  Даже Авиценна в своем «Каноне врачебной науки» писал, что истекающему кровью необходимо смотреть на синий цвет. Китайские врачи лечили желудок синим цветом, а больному скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы.

      Период дошкольного детства является  периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. И если в ясельных группах работа с цветом идет целенаправлено, то в дошкольных опосредованно. В условиях детского сада цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет зонировать окружающую обстановку.

       Было замечено, что отдельные цвета радуги по-разному влияют на организм человека. Именно поэтому в Санпине имеются рекомендации по окраске стен помещений. Неправильная окраска стен влияет на превышение отрицательного эмоционального фона детей. Дети быстро устают, капризничают без видимых причин .Поэтому, мы  должны думать,  как чувствуют себя наши дети в   группе, кабинетах, детском саду. Доказано,что яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус, поэтому потолки и верхнюю  часть стены лучше красить в белый цвет, а низ  панелей в  кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой. Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму  цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синие и зеленые цвета создают прохладу,  поэтому рекомендуются в помещениях выходящих на юг.(слайд№7-пустой) К цвету мебели также есть определенные рекомендации. Так работоспособность детей выше, если они занимаются за столами зеленого цвета или цвета натурального дерева. Желательно , чтобы и демонстрационная доска также была зеленого цвета, глаза  при этом не сильно устают. Учеными доказано, что если человек в течение 5 минут смотрит на оранжево-красные цвета — то давление , пульс, частота дыхания повышается, если на синий цвет- пульс успокаивается, давление падает, дыхание замедляется. Поэтому, если хотите успокоить ребенка посадите его на синий коврик или предложите дидактическую игру в которой преобладают синие и зеленые цвета.

Чтобы узнать правильно ли дети развиваются проведите опрос, попросите детей назвать свои самые любимые цвета.  Если дети называют своими любимыми цветами красный , зеленый и желтый — это говорит о том, что ребенок нормально развивается, что ему интересно все новое, яркое и необычное.(слайд№8) Если любимый цвет белый, то такой ребенок замкнут, ему нравится одиночество, он не может найти друзей. Помогите такому ребенку. Давайте ему чаще рисовать яркими красками, фломастерами, можно предложить игры с игровом улолке, в котором собраны яркие салфетки, кукольная одежда, в уголке ряжения яркие наряды.               Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. В Японии дети различают более 140  оттенков различных цветов, они более открыты и жизнерадостны.

                    Задачи, которые ставит цветотерапия:(слайд№9)

1.Расширять и обогащать  представления детей о разных цветах и развивать умения их различать

2.Развивать слуховое и зрительное внимание

3.Повышать уровень  коммуникативных навыков детей, развивать фантазию и творческое воображение, эмоциональную отзывчивость

4.Снижать эмоционально психическое и телесное напряжение

5.Знакомить с приемами управления своими чувствами, формировать  навыки самоконтроля

      В работе с малоактивными  детьми воспитатель может использовать разнообразный демонстрационный или раздаточный материал( для активизации ребенка ) насыщеного красного цвета, т. к. первые 30 минут ребенок чувствует прилив сил, через час-полтора идет перевозбуждение и даже может появиться агрессия. Поэтому на занятиях, где требуется физическая активность необходимо использовать оттенки красного и оранжевого цвета. для активизации детей. Гиперактивным детям предлагают другую цветовую гамму с холодными оттенками цветов-голубым синим или зеленым т. к голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Как влияют на нас цвета(слайд №10)(Таблица цветов)

Красный   —   стимулирует, согревает и тонизирует нервную ткань,дарит радость, может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.

Желтый   -  способен развивать интеллект, снимает психоэмоциональное напряжение, его можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Зеленый   -успокаивает, расслабляет, снижает напряжение зрительного анализатора,положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Синий   -  охлаждает, успокаивает дыхание, снимает нервное напряжение, передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Оранжевый -  укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Особенно рекомендуется оформлять в оранжевые цвета зал или столовую, то есть те помещения, где чаще всего собирается вся семья. Оранжевый цвет может пробудить аппетит, поэтому смело оформляйте кухню оранжевыми оттенками. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Фиолетовый цвет  - ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками.

Желательно иметь в группе цветовые экраны или цветные полотна размером 1,5 на 1,5 метра насыщенных цветов(красный ,желтый , синий ,зеленый) решая таким образом быструю смену в цвете развивающей среды группы. Имея отрезки шифона(слайд№11) дети заворачиваются в них, рассматривают сквозь них окружающее пространство, Такие обертывания дают ощутимый  терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Цвет может вызвать приятные воспоминания о счастливых моментах жизни или о грустном, настроить на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Хорош для релаксации цветной сухой душ, который снижает психоэмоциональное напряжение(слайд№12)(фото сухой душ).Работа с цветом может проводиться как на занятиях, так и в режимные моменты, она легко интегрируется в любой вид деятельности, как в помещении так и на улице. Зная детей в своей группе, воспитатель может  играя  цветом корректировать поведение детей. Эта работа   должна проводится постоянно.

         В группе могут быть цветные коврики счастья, цветные поляны(на которые можно усаживать детей),цветные уголки уединения, цветовые панно с набором цветовых пятен(слайд №13).Наши планы регламентированы темами, можно договорившись с родителями, назначить цветной день или неделю по цветам радуги. Это когда дети приходят в этот день в одежде определенного цвета. В течение дня дети рисуют этот цвет, рассматривают, находят в окружающем этот цвет. Воспитатель выставляет игрушки этого цвета, меняется мягкий инвентарь(салфетки, скатерти, занавески в игровом уголке) Только необходимо помнить, что очень насыщенные яркие цвета можно оставлять не более чем на 2 часа, а например нежно желтый на целый день. Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Проводя работу по цветотерапии  с детьми  воспитатель  невольно проводит профилактику и для себя.-у него повышается работоспособность ,настроение, исчезает раздражительность(слайд№14)(в каких случаях помогает цветотерапия).

Но чтобы эффект был более устойчивым нужно проводить профилактику и коррекцию при возникновении эмоционального выгорания педагогов педагогам-психологам

Включить цветотерапия - презентация

Уже через 3 минуты Вы ощутите душевный подъем, наполнитесь добротой, позитивной энергией,  почувствуете внутреннее свечение .Все это Вам необходимо для того, чтобы творить, любить, чувствовать себя счастливым каждый новый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Презентация опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»...

«Интеграция образовательных областей, как средство гармоничного развития дошкольника»

В статье раскрывается понятие - интеграция, описаны причины введения интеграции образоательных областей, и данна структура интегрированного занятия....

Использование регионального компонента в образовательной области «Физическое развитие»

Физическая подготовка коренных народностей Приамурья находилась в прямой связи с воспитанием молодого поколения. Именно благодаря систематической и оригинальной форме физического воспитания  из н...

Доклад: «Реализация образовательных областей по средствам сенсорного развития детей раннего возраста»

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем м...

Памятка для педагогов ДОУ по теме: «Реализация регионального компонента в образовательной области художественно-эстетическое развитие в старшем дошкольном возрасте» (5-7 лет)

В данном буклете представлены рекомендации для педагогов ДОО по использованию педагогического опыта с целью реализации регионального компонента в образовательной области "художественно-эстетическ...