Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы детского сада в летний оздоровительный период»
консультация по теме

Кирогло Юлия Степановна

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Организация работы детского сада в летний оздоровительный период»

Подготовил:

Ст. воспитатель

Ю. С. Кирогло

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. 
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Не у всех родителей есть возможность выезжать из района с целью оздоровления ребенка, задача ДОУ состоит в том, чтобы всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и животных. 
Регламентирующие нормативные документы.
Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентируют следующие нормативные документы:
- СанПиН,
-приказ по ДОУ «О подготовке и организации летней оздоровительной работы».
Лето - долгожданная пора в жизни человека.

Взрослые уходят в отпуска, школьники - на каникулы, а у дошколят наступает летний оздоровительный период.

Он имеет свои особенности, которые нужно с максимальной эффективностью использовать в летний период в условиях детского сада.

Ресурсы летнего оздоровительного периода можно разделить на две группы: природные и социальные. К природным относятся:

  • Характерные особенности летней погоды;
  • Состояние объектов неживой природы;
  • Рост, развитие, цветение флоры окружающего мира.

К социальным ресурсам относятся:

  • Лето-период отдыха от основной образовательной программы

Природно-оздоровительные ресурсы:

  • Солнце: солнечные и воздушные ванны в сочетании с оптимальным питьевым режимом;
  • Воздух: активные физические упражнения на улице, сон на проветриваемых верандах;
  • Вода: водные процедуры на открытом воздухе, дополнительные гигиенические процедуры (мытье после прогулки ног, шей, рук по локоть)

За счет благоприятных погодных условий летом увеличивается пребывание детей на свежем воздухе до 8-8,5 часов в день. Происходит прием детей на улице, организация педагогических мероприятий на улице, сон на свежем воздухе, экскурсии в парк, на школьные стадионы, организованная образовательная деятельность на улице.

Во время пребывания детей на свежем воздухе особое внимание следует обратить на организацию двигательной активности дошколят:

  • Чередование  мероприятия с разной степенью подвижности;
  • Использование летних видов спорта, игр, упражнений;
  • Проведение коррекционной и профилактической работы: профилактика плоскостопия, нарушения осанки и т.д.);
  • Организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по освоению основных двигательных навыков.

Организованная образовательная деятельность проводится преимущественно на свежем воздухе. Хоть она летом и не связана непосредственно с обучением и заключается в основном в развитии познавательных и творческих способностей детей, но все равно  должна затрагивать все образовательные области с использованием специфичных для лета форм и методов организации педагогического процесса. В практике работы детского сада принято понятие «занятия эстетически-оздоровительного цикла» (музыка, физическая культура, художественное творчество). Они проводятся музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования, а в случае их отпуска - воспитателями групп.

Все мероприятия эстетически-оздоровительного цикла обязательно носят познавательный характер и проводятся на свежем воздухе.

В них входят:

  • Дидактические игры;
  • Наблюдения, экскурсии;
  • Экспериментирование;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Изобразительная деятельность;
  • Чтение художественной литературы;
  • Подвижные игры;
  • Трудовая деятельность: труд на участке, огороде, цветнике.

Лето – идеальное время для ознакомления с объектами ближайшего окружения:

  • Наблюдения за природными явлениями;
  • Целевые прогулки, туристические походы, экскурсии на природу, по территории детского сада.

Для правильной организации активного отдыха необходимо в обязательном порядке планировать мероприятия по предупреждению детского травматизма. Чтобы прогулка за пределы детского сада стала полезной и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила:

  • - заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок с целью безопасного передвижения воспитанников;
  • - принять во внимание индивидуальные физические возможности детей, психологически заранее подготовить детей к прогулке;
  • - осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;
  • - запастись бутилированной водой в достаточном для детей количестве.

Большое место в летней оздоровительной работе отводится культурно - досуговым мероприятиям. В детском саду она организуется в различных формах:

  • Праздники и развлечения различной тематики;
  • Выставки детского творчества, совестного творчества детей, педагогов и родителей;
  • Спортивные и познавательные досуги, в т. проводимые совместно с членами семей воспитанников;
  • Творческие мастерские, проекты и т.д.

Для оптимальной организации образовательной работы в летний период необходимо создать соответствующую развивающую образовательную среду.

  • Физкультурное и спортивное оборудование и атрибуты для подвижных игр (мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, мешочки с песком и т.д.), которые выносятся на спортивную площадку ежедневно;
  • Инвентарь для труда на природе (лейки, грабли, совки и другое детское оборудование) для каждой группы, который хранится на верандах в специальном шкафу;
  • Изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и т.д.), материалы для художественного творчества (картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, нитки и пр.), в т.ч. природные и нетрадиционные художественные материалы (салфетки, ткань, овощи и т.д.), которые могут легко выноситься на участок во время прогулок;
  • Игры и игровые атрибуты для организации творческой игровой деятельности дошкольников (настольно-печатные игры, элементы костюмов, детская посуда, мягкий инвентарь), которые дети выбирают самостоятельно перед прогулкой и выносят на улицу.

Не стоит забывать и о различных формах совместного творчества детей, педагогов и родителей.

Наиболее распространенными являются:

  • Семейные клубы по интересам: спортивные, туристские, театральные, фольклорные. Во время работы таких клубов родители и дети занимаются одним делом, они – равноправные партнеры;
  • Студийные занятия родителей и детей. На таких занятиях родители совместно с детьми выполняют задания педагога. Это могут быть занятия по дизайну, изготовлению народной игрушки, оригами, флористике, физическому развитию детей;
  • Семейные встречи: дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главная задача - увеличить время совместного пребывания детей и родителей, создать атмосферу единства, сплоченности. Семейные встречи – пример для родителей в организации семейного досуга, в его содержательном насыщении;
  • Гостиные проводятся с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов. Их цель – психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие его индивидуальности, культуры, социальная адаптация;
  • Спортивные праздники, занятия совместно с родителями, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности.

Таким образом, основная цель летнего оздоровительного периода в детском саду – объединение усилий взрослых (педагогов, родителей) для создания условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период, развитию познавательных и творческих способностей детей в разных видах деятельности, предоставление ребенку возможности для самовыражения, личностного роста.

Используемая литература: О.В. Бережнова, О.Н. Бойко, И.С. Максимова «Интегрированное планирование работы детского сада в летний период». Методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014г. – 208с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с воспитанникам детского сада в летний оздоровительный период

При помощи данного плана  в нашем детском саду в летний оздоровительный период  проводится работа с воспитанниками....

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии...

План работы детского сада на летний оздоровительный период 2017 г.

План работы детского сада на летний оздоровительный период...

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми в летний оздоровительный период»

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.Содержание педагогической работы в этот период должно быть ...