Главные вкладки

    Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Сулимова Надежда Александровна

    Представлена система работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников  в рамках семейного клуба «Наседки».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doshkolnoe_detstvo.docx22.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии  его проявлений. Практика нашей работы по духовно-нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание, потому что семья является ключевым звеном  духовно-нравственного воспитания детей.

    Для нас – педагогов было важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решение сложных задач воспитания и развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб «Наседки», который основан на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения и общности интересов.

    В процессе сотрудничества с родителями нами были определены 3 основных направления работы Клуба: психолого-педагогическое просвещение родителей, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и совместная творческая деятельность родителей и детей.

    На протяжении многих лет мы с родителями воспитанников определяли различные темы работы клуба: «Расти здоровым, малыш», «Ключ к здоровью» и другие. На данном этапе стала актуальной тема духовно-нравственного воспитания детей. Она прослеживается во всех видах деятельности детей и родителей. Для её реализации мы поставили  следующие задачи: сотрудничество с семьями воспитанников по созданию условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания духовности и нравственности.

      Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках клуба «Наседки» мы строим, используя наиболее активные, эффективные и актуальные для родителей наших воспитанников формы. Систематическое разностороннее педагогическое сотрудничество с семьями осуществляется через ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практической работой, охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны организации воспитания дошкольников.

                   Одной из таких возможностей сотрудничества являются родительские собрания. Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов:  работа  в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др. В начале учебного года мы провели собрание родителей на тему «Нравственное воспитание в семье» с целью  ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

    Для создания единого пространства взаимодействия педагогов и родителей, для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных духовно-нравственных задач мы решили организовывать встречи с родителями в необычной форме – в форме педагогических гостиных, где созданы условия для равноправного участия родителей, детей и педагогов в игре и продуктивной деятельности. Основная задача проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии. Такая форма работы позволяет не только в непринужденной обстановке сообщить какие-либо знания родителям, но и позволяет родителям по-новому взаимодействовать с детьми и понимать их. Полученные педагогические знания и навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.

           В нашей группе прошла одна из таких гостиных, в которой приняли участие родители и дети.  Темой гостиной стало обсуждение вопроса «Русский народный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников». Совместно с родителями мы обсудили, что они делают для воспитания у своих детей любви к русскому народному фольклору. Под руководством музыкального руководителя дети вместе с родителями участвовали в народных играх. Итогом гостиной стало совместное принятие решения о том, что данное направление в воспитании детей является важным, о необходимости использовать в семейном духовно-нравственном воспитании опыт детского сада.

    Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является организация их совместной образовательной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.

                Реализуемая нами форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - оказалась наиболее эффективной для формирования понятия «деятельность людей», расширения знаний дошкольников о профессиях и увлечениях родителей. Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций и благотворно сказываются на развитии детей, вносят в жизнь воспитанников радость от общения с интересными людьми, а также прививают детям определённые культурные ценности. К нашим маленьким деткам мы приглашали маму нашего воспитанника – врача. Она рассказала о профессии медработника, о роли фруктов и овощей в питании детей, продемонстрировала медицинские инструменты, их применение. В игровой деятельности малыши отразили полученные знания. Мама воспитанницы Екатерины показала значимость профессии младшего воспитателя. Она расширила знания детей о трудовой деятельности.

    Нашим деткам  очень понравились поделки из природного материала, которые они помогали делать своим родителям на выставку «Подарки осени». Мама воспитанника предложила нам рассказать и показать детям из чего можно делать поделки, какой бывает природный материал. А другая мама научила малышей выполнять ежиков из пластилина и природного материала. Еще одна мама помогла детям выполнить коллективную работу «Яблоньки» с применением техники скатывания салфеток.

    Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является организация проектной деятельности. Нами были разработаны и реализованы следующие проекты по взаимодействия с семьей: «Вместе с родителями играть, петь и дружить – вот как весело в сад нам ходить», «С зорькой он всегда встает и ребяток в гости ждет».

    Важным фактором духовно-нравственного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники. Семейные праздники в детском саду – это день, наполненный радостью и весельем. Положительные эмоции объединяют детей и взрослых. Проводятся конкурсы, игры, которые способствуют общению детей с родителями. Подготовка к празднику и сам праздник вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества, художественный вкус, сплачиваются все его участники.

             Таким образом, совместная образовательная деятельность позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы воспитания; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

    Одной из активных форм сотрудничества с родителями является обмен опытом семейного воспитания. Мы считаем, что значимое место в семейном воспитании занимает духовно-нравственное воспитание. В первую очередь – это воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. Активисты клуба «Наседки» предложили родителям наших воспитанников обменятся положительным опытом семейного воспитания на тему «Традиции нашей семьи». Небольшие выступления родителей с живым интересом выслушивались, вызывали обсуждения, будили мысль («А нельзя ли и у нас так сделать?») и способствовали обмену опытом семейного воспитания.

          Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее. Мы предлагаем родителям вместе с детьми принять участие в выставках и фотовыставках, организованных детским садом и нашей группой. Поводом для проведения выставок может быть любой: смена времён года, календарные праздники, семейные увлечения и многое другое. Мы предлагаем родителям поразмышлять и пофантазировать на различные темы.

    С целью формирования у дошкольников представления о семье, семейных праздниках и традициях, мы предложили родителям оформить семейные фотоальбомы и плакаты. Дети с интересом рассматривали фотографии, рассказывали о своих членах семьи и родственниках. Это способствовало  формированию чувства гордости за свою семью, воспитания уважения к старшему поколению.

           Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Основной целью мастер-класса является обмен опытом. Чтобы заинтересовать  родителей, активизировать их, мы предложили принять участие  в  мастер – классе  «Новая жизнь маминой куклы». Мастер-класс провела мама нашей воспитанницы - Татьяна Викторовна. Она увлекается вязанием крючком и спицами, вышиванием. На мастер-классе Татьяна Викторовна презентовала родителям и детям куклы своего детства, для которых она связала одежду и этим дала им новую жизнь. Теперь этими куклами играет ее дочь.

    Мы убеждены, что в результате совместных усилий детского сада и семьи мы сможем воспитать наших детей мыслящими, добродетельными, милосердными, совестливыми, верящими в людей.           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

    В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

    Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам здорового образа жизни и безопасности

    В статье рассмотрены формы и виды работы с родителями по воспитанию ЗОЖ....

    Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

    Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия  ДОУ  и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...

    « Поиск современных форм сотрудничества с семьями воспитанников по формированию социально-нравственных качеств дошкольников».

    Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлени...

    Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.

    Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника....

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

    Статья по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников"...