"Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников"
материал на тему

Чапего Наталья Анатольевна

Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/IRGV_zKD3UQ3VL

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Чапего Наталья Анатольевна, воспитатель, первая категория;

                                                   МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарин

               В соответствии с законом «об образовании в Российской Федерации, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. В семье закладываются основы развития личности, её физического, нравственного и духовного здоровья. Духовно – нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Основой духовно – нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно – нравственного воспитания ребенка.

Наше дошкольное учреждение ведет систематическую работу с детьми по духовно – нравственному воспитанию, которая выстроена на тесном сотрудничестве с родителями. Кроме стандартных форм: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, чтение художественных произведений используем в этом направлении и другие формы работы.

Чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое, историю и культуру своего народа я использую в работе народные игры, потешки. Для лучшего представления у дошкольника о быте, обычаях, эстетических нормах был создан мини – музей «Русская изба». Были собраны старинные предметы быта, куклы в национальных русских костюмах, печь, полки и скамейки. В её создании большую помощь оказали родители. Благодаря им в избе появились атрибуты: лапти, коромысло и многое другое.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, духовного воспитания. Сказки помогают ребенку разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Именно сказки развивают такие нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие. Поэтому я решила создать в группе мини- музей «Герои русских народных сказок». В процессе работы родители постепенно становились активными участниками, подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками. В других группах созданы «Мини – музеи» другой тематики: «Русская матрешка», «Русский костюм», «Старинная кукла» и другие. Взаимопосещение музеев – неоценимое средство положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

В решении задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, одной из эффективных форм являются различные конкурсы на лучшую совместную работу(поделку), рисунок. Это такие как: «Герб семьи», «Рождественская игрушка», «Пасхальная композиция», «Дары осени», «Русский валенок» и другие. Несомненно, совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители весь день проводят на работе, оно позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость. Также оформляются совместные коллажи «Здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Любимые места отдыха моей семьи», «Традиции моей семьи» и другие.

Чтобы заложить у дошкольников основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России посредством знакомства с праздниками – Рождества, Пасха, старинных народных обычаев – Колядки, Святки, Масленица. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся такие праздники в форме увлекательной игры, просмотров кукольного спектакля, где дети и родители принимают непосредственное участие. Заканчиваются мероприятия традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.

В Рождественские каникулы в нашем саду для укрепления связи с семьями воспитанников группы проводятся конкурсы снежных скульптур. Дошкольники и родители лепят и украшают фигуры с огромным энтузиазмом, испытывая при этом неподдельную и искреннюю радость и увлеченность творческим процессом. Снежные фигуры не только украшают участок, вызывая у детей положительный настрой, но и способствуют развитию трудовых умений и навыков, бережного отношения к результатам коллективного труда. А ведь такие чувства как коллективизм, глубокое уважение к людям, активное отношение к действительности формируются именно в процессе духовно – нравственного воспитания.

«День открытых дверей в ДОУ» - еще один вид взаимодействия детского сада и семьи. Он дает возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, установить доверительные отношения между родителями и педагогами. Так в этом году в рамках «Дня открытых дверей» был проведен праздник «Весна – Красна!». Где воспитанники в русских костюмах вместе с родителями и гостями водили хороводы, играли в народные игры. Эти мероприятия позволяют не только создать радостное настроение, но и учат общаться друг с другом, сплачивают семьи, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, формируют у дошкольника культуру поведения.

Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности нам помог проект «Русский валенок». Была сделана выставка «Украсим валенок». Одним из моих родителей был показан мастер – класс по катанию валенка, что вызвало большой интерес как у детей, так и у родителей.

Воспитание духовно – нравственных чувств через поэзию позволяют проведение конкурсов чтецов, что стало в нашем саду доброй традицией. Это такие как: «Красны девицы, добры молодцы», «Май! Весна! Победа!».

Укрепить связь детский сад – семья помогают и конкурсы на муниципальном уровне. Так в прошлом году воспитанники моей группы приняли активное участие в муниципальном конкурсе «Солнышко в ладошках». Благодаря чему еще больше позволило единению родителей, детей и педагогов.

Все, что я представила, лишь не большая часть, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно – нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно дает положительный результат.

Список использованной литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
  2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 1998. — №6
  3. Козлова С. А. « Нравственное  воспитание  детей в современном мире» //Дошкольное воспитание 2001 №9 С 18-27.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ в Российской Федерации.
  5. Православный портал http://www.orthedu.ru/vospitan/potapovsk1.htm .Потаповская О.М Духовно-нравственное воспитание: системный подход. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно – нравственных качеств ребёнка.

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравст...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребёнка

Воспитание духовно-нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Наше дошкольное учреждение ведет систематиче...

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...

«Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников»

Проектная деятельность, партнерство – новые формы взаимоотношений детского сада с семьей, они еще не прожиты в   достаточном жизненном опыте....

"Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития нравственного воспитания ребенка"

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...