«Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка»
статья (средняя группа)

Васильева Наталья Е.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsia_dou.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Н.Е. воспитатель                                                                                                                                                                     ГБДОУ детский сад №57 Приморского района                                                                                                                                                         Санкт-Петербурга

«Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития                                                                       духовно-нравственных качеств ребенка»

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: « Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации на эту тему. Поэтому в каждой лексической теме, в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно-нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.

Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов  в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и  дошкольное учреждение.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.

В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществлялась только за счет информирования родителей, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения силами образовательного учреждения.

Поэтому нашим дошкольным учреждением взаимодействие с семьёй осуществляется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых, активных формах сотрудничества:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д.

-экскурсии;

- посещение семей на дому;

-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

- проектная деятельность.

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что некоторая часть родителей наших воспитанников не знают, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Поэтому в своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.

Наше сотрудничество строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны».

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни как детского сада, так и семьи.

Систематически педагогами проводятся консультации родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Пять методов позитивного воспитания», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Особенности воспитания мальчика», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать – пример для дочери» и т. д.

Для индивидуальной работы с родителями используются такая форма как индивидуальные кармашки: два раза в неделю в кармашки воспитатели вкладывают записки о последних достижениях ребёнка, его успехах ,а также получают советы педагогов о том, на что нужно обратить внимание и каким образом помочь ребёнку.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Для любимой мамочки», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам; а так же фотовыставки: «Носите детей на руках», «Наши будни», «Именины в кругу семьи» и т.д.

Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг другу: «Праздник осени», «Новогодняя сказка», «Рождество Христово», «Наша армия сильна», « Широкая масленица», «Поздравляем наших мам», «Праздник весны» и т.д.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

В группе старшего возраста воспитателем Коростелёвой Т.И. был реализован проект «Этих дней не смолкнет слава». Прикосновение к истории своей Родины, семьи вызывает у ребенка сильные эмоции. А умелое педагогическое воздействие дало потрясающий эффект: активное участие приняли не только родители, бабушки и дедушки, но и прабабушки и прадедушки, что сделало мероприятие символичным в плане преемственности поколений.

В рамках инновационной деятельности, на базе нашего учреждения организована работа консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи (не воспитывающихся в детском саду). С детьми организована работа студии «Школьник», с целью оказания помощи детям не охваченных дошкольным образованием, выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу. Работа с родителями, организована 1 раз в неделю по четвергам. Родителям педагоги оказывают консультативную помощь по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста.

Прошли заседания круглого стола на темы: «Воспитание игрой», «Общение родителей и детей». Консультации: « Стили семейных отношений», «Детская агрессивность», «День рождения ребёнка в кругу семьи» ит.д. Родители и дети консультативного пункта активно принимают участие в жизни учреждения: проведении праздников, конкурсов, выставок.

В работе по данному направлению мы имеем определённый опыт, положительные результаты, но в новом учебном году мы планируем включить в воспитательно-образовательный процесс программу по формированию основ духовно-нравственного воспитания « Храм души моей», для детей старшего дошкольного возраста. Целью данной программы является знакомство дошкольников с основами православной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно – нравственных качеств ребёнка.

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравст...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребёнка

Воспитание духовно-нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Наше дошкольное учреждение ведет систематиче...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста. (ИЗ ОПЫТА)

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка

В статье рассматриваются способы взаимодействия ДОУ и семьи, помогающие развивать духовно-нравственные качества ребенка...

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА "

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Именно в дошкольном возрасте формируются такие важные понятия, как добро и зло, честность, справедливость...