Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребёнка
статья

Федотова Лариса Александровна

Воспитание духовно-нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. 

Наше дошкольное учреждение ведет систематическую работу с детьми по духовно – нравственному воспитанию, которая выстроена на тесном сотрудничестве с родителями. Кроме стандартных форм: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мы используем в этом направлении и другие формы работы.

Чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое, историю и культуру своего народа я использую в работе этнокалендарь. Знакомлю детей с православием, как частью истории России посредством знакомства с праздниками – Рождество, Пасха, старинных народных обычаев – Колядки, Святки, Масленица. С праздниками других народов, и религий. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования. Ежегодно в нашем ГБДОУ проводятся такие праздники в форме увлекательной игры, просмотров кукольного спектакля, где дети и родители принимают непосредственное участие. Заканчиваются мероприятия традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д. 

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, духовного воспитания. Сказки помогают ребенку разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Именно сказки развивают такие нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие. Поэтому в своей группе я читаю много сказок, перед дневным сном, во время образовательной деятельности... Даю рекомендации родителям по чтению художественных произведений дома. Обсуждаю с детьми прочитанные произведения, рисуем иллюстрации к ним. В моей группе есть традиции: 

первая неделя февраля посвящена творчеству А С Пушкина, мы много читаем, рисуем, делаем творческие работы. Родители подключаются к детям, читают дома стихи, и в конце недели проводим викторину по сказкам любимого поэта. 

в течении года, я посвящаю  таким же образом по неделе произведениям Е Чарушина, В Бианки, С Маршаку, каждую такую неделю заканчиваю викторинами. 

Ко дню матери каждый год я провожу мастер-класс, это и плоскостная флористика, и декупаж. Такие мероприятия помогают найти общий язык с родителями, а родителям больше общаться с ребёнком. Ведь в наше время, с нашим ритмом жизни мы, взрослые порой забываем что дети ещё маленькие и им не хватает любви и ласки. 

В решении задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, одной из эффективных форм являются различные конкурсы на лучшую совместную работу(поделку), рисунок. Это такие как: «Герб семьи», «Новогодняя игрушка», «Весенняя композиция», «Дары осени», «9 мая» и другие. Несомненно, совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители весь день проводят на работе, оно позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость. Также оформляются совместные коллажи «Здоровый образ жизни», «Моя мамочка», «23 февраля», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Любимые места отдыха моей семьи», «Традиции моей семьи», «Любимые сказки» и другие.

Два раза в год проводим «День открытых дверей в ДОУ» - это еще один вид взаимодействия детского сада и семьи. Он дает возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, установить доверительные отношения между родителями и педагогами. Так в этом году в рамках «Дня открытых дверей» был проведен праздник «Мамин день». Где воспитанники вместе с родителями и гостями водили хороводы, играли в народные игры, участвовали в спортивных эстафетах. Эти мероприятия позволяют не только создать радостное настроение, но и учат общаться друг с другом, сплачивают семьи, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, формируют у дошкольника культуру поведения. Осенью и весной  приглашаем семьи на субботники которые заканчиваются горячим чаем «дружной семьёй», дети, родители и педагоги собираются вместе. 

Воспитание духовно – нравственных чувств через поэзию позволяют проведение конкурсов чтецов, что стало в нашем саду доброй традицией. Это такие как: «День полного освобождения Ленинграда от вражеской Блокады », «Май! Весна! Победа!», «Мамочка, любимая». Воспитанники нашего детского сада выезжают  в другие детские сады на конкурс чтецов. 

Укрепить связь детский сад – семья помогают и конкурсы на районном уровне. Каждый год воспитанники моей группы принимают  активное участие в экологической викторине:  «Удивительный мир»; в викторине «Петербургские ассамблеи»;   «Золотой ключик» в номинациях «Изобразительное искусство», и «Декоративно-прикладное искусство». Каждый год воспитанники моей группы принимают участие в районном конкурсе «Папа, мама, я- спортивная семья». Благодаря чему это еще больше позволило единению родителей, детей и педагогов.

Все, что я представила, лишь небольшая часть, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно – нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно дает положительный результат.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно – нравственных качеств ребёнка.

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравст...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка

В статье рассматриваются способы взаимодействия ДОУ и семьи, помогающие развивать духовно-нравственные качества ребенка...

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА "

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Именно в дошкольном возрасте формируются такие важные понятия, как добро и зло, честность, справедливость...