Презентация "Правила деления на слоги"
презентация на тему

Якене Ирина Николаевна

При кажущейся простоте, проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Сейчас действуют две основные теории слогов: Рубена Ивановича Аванесова (1902-1982) члена корреспондента АН СССР профессора МГУ, автора книги «Русское литературное произношение» (Московская фонологическая школа) и Льва Владимировича Щербы (1880-1944) академика АН СССР (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravila_deleniya_na_slogi.ppt960 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ НА СЛОГИ Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» Якене Ирина Николаевна

Слайд 2

2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СЛОГОВ Л. В. Щерба (Ленинградская фонологическая школа) «старые правила» [ кош-ка ] Р. И. Аванесов (Московская фонологическая школа) «новые правила» [ ко-шка ]

Слайд 3

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) 1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога - Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми.

Слайд 4

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) 2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

Слайд 5

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Слайд 6

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый)

Слайд 7

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

Слайд 8

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные (сонорные) [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] Например: май-ка, доль-ка, кор-ка, со-лом-ка. Сонорные согласные не понижают звучность в отличии от всех остальных согласных.

Слайд 9

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) 4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: уез-жать [ уйэж:ат ’] (сочетание звуков зж звучит как один долгий ж: ). Поэтому в данном случае выделяются три слога: У-е-зжать. Деление на части уез-жать соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. При делении на слоги, сочетания звуков тс и тьс (звучат как один звук ц ) целиком отходят к последующему слогу Например: у-ди-ви-ться При делении на слоги, сочетания звуков зч и сч (звучат как один звук щ ’ ) целиком отходят к последующему слогу Например: пе-ре-во-зчик При делении на слоги, сочетания звуков тч и дч (звучат как один звук ч ’ ) целиком отходят к последующему слогу Например: пу-ле-ме-тчик

Слайд 10

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) 5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, Спар-так, бул-ка, бань-ка.

Слайд 11

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) Потренируемся в делении на слоги Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, аист, заяц, зайцы, ястреб, друзья, чайник, белка, длинный, русский, окно, арбуз, чайка, ёлка, тетрадь, морковь, утка, коньки, мальчик, деньки, сказка, семья. Слова, в которых 3 слога: яблоко, воробей, согласный, ударный, карандаш, расческа, азбука, бабочка, кастрюля, Россия, большая, аллея, ёлочка. Слов с четырьмя слогами: обезьяна, коллекция. Слова, в которых 5 слогов: ударение,публикация.

Слайд 12

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МОСКОВСКАЯ ШКОЛА) Если обобщить правило более доходчиво: Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов. НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й , и за ними есть еще согласная, они отходят к предыдущему слогу. Если же этих букв 2 одинаковых (нн, мм, лл ...), они отходят к последующему слогу. Деление на слоги производится по фонетической транскрипции, а не по орфографической записи слова, т.к. слог - элемент звучащего, а не написанного слова. Слогораздел не следует смешивать с переносом слова. Деление на слоги – характеристика звучащей речи, перенос – условные правила, принятые на письме.

Слайд 13

НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой, грамматикой – слоговая структура занимает особое место. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4 летнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, свидетельствует о общем недоразвитии речи у такого ребенка. Нарушение воспроизведения стечений согласных звуков выделяют как самый распространенный при произношении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Поэтому именно отработке стечений согласных предлагается отводить ведущее место в системе коррекционных упражнений.

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА 1. Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы (овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов и способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (например: АУИ, АОУИ), сочетаний согласного с разными гласными (например: ТА-ТО-ТУ), сочетаний разных согласных с общим гласным (например: ДО-БО-ГО), сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА), сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА-ТЯ), слов, близких по звуковому составу (например: БОК-БАК-БЫК). 2. В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки. 3. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления используются заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе слова автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалоги). 4. При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков. 5. При возникновении у ребенка затруднений слово произносится медленно, по слогам, при одновременном отхлопывании слогового контура. 6. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ

Программное содержание: Закрепить у детей умение выделять гласные звуки из удобной позиции, делить слова на части, удобные для звукового анализа.Развивать фонематический слух детей.Воспитывать ин...

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...

Деление на слоги

Материал для занятий по развитию речи...

Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...

Обучение грамоте. Звуковой анализ слов. Деление на слоги.

Звуковой анализ слов. Деление на слоги....

Обучение грамоте. Звуковой анализ слов. Деление на слоги.

Обучение грамотеТема: Слова. Звуковой анализ слов. Деление на слоги....

«Игры со словами. Деление на слоги».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...