ИГРА И РАЗВИТИЕ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
консультация на тему

Чернова Юлия Сергеевна

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_razvitie.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Чернова Ю.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №41 Московского р-на

Санкт-Петербурга

ИГРА И РАЗВИТИЕ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра занимает прочное место в системе физического, умственного, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

        Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем:  родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции… Когда же играть?

        У традиционных игр появился соперник – компьютерные игры.  При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага».  Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочным эффектам видеоигр.

        Известный исследователь детских игр Е.О.Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с  экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра  - это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха (из «Декларации прав ребёнка на игру», принятой Международной Ассоциацией  игр на воздухе в 1977г.)

        В значительной степени решить эту проблему могут воспитатели детского сада, но только если они сами умеют играть и выделяют для игры время и место. Разновозрастное «дворовое» детское сообщество даёт множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (чаще всего с низким), роль умелого партнёра по игре должен взять на себя  воспитатель.

        На первом этапе необходимо:

- научить детей ставить игровые цели;

- помочь им в составлении игрового сюжета и содержания;

- показать им образцы выполнения игровых действий, соответствующих игровой задаче и роли;

- помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

        Руководство игрой помогает поднять уровень развития детей на более высокую ступень. Содержательная игра создаёт оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребёнка, а разумное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

        Руководство игрой должно быть своеобразным,  непрямым, без нажима, косвенными способами, с учётом детских интересов. Лучший способ -  включаться в игру в качестве равноправного партнёра, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

        На доигровом этапе необходимо выявить игровые предпочтения детей;  создать материальные условия игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

        Цель управления процессом игры -  научить ставить игровые задачи, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Выявить игровые предпочтения детей можно  наблюдая игры детей, что поможет воспитателю узнать, во что играют дети;  кто с кем играет; кто какие игры и сюжеты выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие и обогащение игровой деятельности детей.

        Следующая задача воспитателя – создание материальной среды,  необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребёнку для игр нужны готовые игрушки,  строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения ( палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов,  развивают воображение и творчество детей. Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда, знания о бытовом и природном окружении. Такие знания дети получают в процессе экскурсий, чтения детской литературы, просмотра фильмов и мультфильмов и тд.  Но ребёнок не всегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему не интересны (значит, для ознакомления с окружающем миром надо выбирать интересные для дошкольников темы, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).

         Итак, подводя итоги, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста  есть, и они очевидны. Сложившаяся ситуация  побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию "Кто работает в детском саду"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми второй младшей группы По теме : «Кто работает в детском саду»...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...

Речевое развитие «Кто работает в детском саду?»(старшая группа)

Речевое развитие «Кто работает в детском саду?»(старшая группа)...

"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...

План работы по самообразованию на тему «Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду».

Цель:- создание в группе максимально эффективных условий для полноценного развития ребёнка в игре.- помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни.- развивать...

Игра и развитие: вопросы работы в детском саду

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А.Сухомлинский...