"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".
статья

Софронова Инна Сергеевна

 

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра занимает прочное место в системе физического, умственного, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, спoсобствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья на тему Игра и развитие31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Софронова И.С., воспитатель

                                            ГБДОУ детский сад №130 Адмиралтейского района

                                                                                          Санкт-Петербурга

Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя).

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра занимает прочное место в системе физического, умственного, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, спoсобствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

        Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем:  родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции… Когда же играть?

        Известный исследователь детских игр Е.О.Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с  экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра  - это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

        В значительной степени решить эту проблему могут воспитатели детского сада. В группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений, роль умелого партнёра по игре должен взять на себя  воспитатель.

        На первом этапе необходимо:

- научить детей ставить игровые цели;

- помочь им в составлении игрового сюжета и содержания;

- показать им образцы выполнения игровых действий, соответствующих игровой задаче и роли;

- помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

        Руководство игрoй помогает поднять уровень развития детей на более высокую ступень. Содержательная игра создаёт оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребёнка, а разумное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

        Руководство игрой должно быть своеобразным,  непрямым, без нажима, косвенными способами, с учётом детских интересов. Лучший способ -  включаться в игру в качестве равноправного партнёра, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

        На доигровом этапе необходимо выявить игровые предпочтения детей;  создать материальные условия игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Цель управления процессом игры -  научить ставить игровые задачи, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Выявить игровые предпочтения детей можно  наблюдая игры детей, что поможет воспитателю узнать, во что играют дети;  кто с кем играет; кто какие игры и сюжеты выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие и обогащение игровой деятельности детей.

        Следующая задача воспитателя – создание материальной среды,  необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребёнку для игр нужны готовые игрушки,  строительные материалы и разнообразные предметы, которые взроcлым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения ( палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов,  развивают воображение и творчество детей. Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудoвых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда, знания о бытовом и природном окружении. Такие знания дети получают в процессе экскурсий, чтения детской литературы, просмотра фильмов и мультфильмов и тд.  Но ребёнок не всегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему не интересны (значит, для ознакомления с окружающем миром надо выбирать интересные для дошкольников темы, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).

        Таким образом, игра в широком пoнимании это слова оказывает, безусловно, благоприятное воздействие на самостоятельность, инициативность, является источником знаний, умений и навыков детей. Игра содержит в себе все этапы становления личности, она является источником развития, указывает на потребности и изменения характера человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...

ИГРА И РАЗВИТИЕ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение ...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...

Игра и развитие: вопросы работы в детском саду

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А.Сухомлинский...