Главные вкладки

    Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"
    статья по математике (подготовительная группа)

    Тараненко Галина Яковлевна

    Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_matemat.razvit_doshk.docx27.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТараненкоГ.Я.

    ГБДОУ детский сад №53 Колпинского района

    Санкт-Петербурга

               Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                                                        Сухомлинский В. А.

                 Одной из актуальных проблем современности является, эффективное

    развитие математических способностей детей дошкольного возраста. Развивающий эффект  математики, уникален. Изучение  математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.   Дети дошкольного возраста с развитыми  математическими способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

                Чтобы дети не теряли интерес к образовательной деятельности и активно были в неё вовлечены, процесс образования должен быть занимательным. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Применение  игровых методов и приёмов делает процесс формирования элементарных математических представлений более эффективным.

    В своей работе по формированию элементарных математических представлений, я  не стремилась научить детей считать, решать арифметические задачи, а развивала их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

    При изучении трудов великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же при изучении современной литературу я поставила перед собой цель: сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Постигать математику с интересом и удовольствием  и верить в свои силы. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.

    Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Я пришла к выводу, с детьми надо «играть» в математику, используя в игре занимательные игры, задачи, развлечения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Организуя  жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель -  усвоение детьми определенных знаний, формирование навыков и умений, выработка тех или иных качеств личности.  Игра  ценна  лишь в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников.

            Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

    Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игрового момента, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Занимательное путешествие в страну математики»«Весёлая математика»«Тропинки математики др.).

                   Используя  в своей работе развивающие игры, стараюсь научить детей задавать «сильные»вопросы, способствующие решению проблемы. Игра «Волшебный поясок» учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры..

    В разделе «Количество и счет», я использую следующие дидактические игры:

    «Посчитай»,»Найди своё место», «Какое число рядом», «Живые числа» и др.

    Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Забавный счёт»,«Сложи цифру из палочек»«Звёздочки»«Кто первый?», «Какой игрушки по счёту не стало?», «Назови соседей», «Встань по порядку» и другие, в этих играх детям нравится быстрая смена действий. Также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомимся  со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствуют цифры, в непосредственно  образовательной деятельности  использую физкультминутки. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.

            В целях закрепления знаний о форме предметов использую игры: «Предмет и форма», «Разложи по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино». Предлагаю детям выполнить математические упражнения «Найди предмет, который похож на квадрат (круг, треугольник, овал)», «Заполни таблицу», «Найди фигуру», используя символическое изображение признаков предмета. Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы»«Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие

     пространственного воображения детей.Дети с большим удовольствием строят геометрические фигуры из счётных палочек и палочек Кюизенера.

    Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

    С большим интересом дети играют в игры на ориентировку в пространстве: «Найди такой же узор», «Волшебная карта», «Найди игрушку», «Путешествие по группе»,«Укрась платочек», 

    «День-ночь», «Выполни команды», «Радужные гномики» и многие другие. С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее усваивают понятия: «слева», 

    «справа», «над», «под», «около», активнее используют в речи пространственные прилагательные и наречия.Для более эффективного запоминания дней недели, частей суток играю с детьми в пальчиковые игры «Гномики», «Тучки-недельки», загадываю загадки.

              В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать выводы. Существует множество

     игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся«Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди лишний предмет», «Волшебные чемоданчики», «Найди закономерности», 

    «Обобщение»,«Что к чему?» и другие.

             Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами  (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.

              В своей работе я использую игры и упражнения математического содержания:

    «Полочки», «Разноцветные полоски», блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера.

    Основная цель использования блоков Дьёнеша- это обобщение блоков по одному, двум, трём и четырём признакам: цвету, форме, величине, толщине. Блоки могут использоваться как демонстративный материал, так и раздаточный. В процессе использования блоков дети развивают умения сравнивать геометрические блоки между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданным признакам.

    В своей практике я использую следующие дидактические игры с блоками Дьёнеша:«Найди блок по заданному признаку», «Чудесный мешочек», «Домино», «Продолжи ряд», «Найди лишний блок», «Магазин» и другие.

    Цветные палочки Кюизенера, являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево»,«между», «длиннее- короче», «выше- ниже» и многое другое.

    На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. В работе с детьми я использую следующие дидактические игры с палочками Кюизенера: «Найди такую же», «Построй лесенку», «Спрячь палочку в группе»,«Подбери палочку к числу», «Свободное конструирование по желанию детей» и многие другие.

                        Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

              Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

    Литература:

    1. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. Москва:«Просвещение», 1991.

    2. . Аргинская И. ИМатематикаматематические игры. - Самара: Федоров, 2005г. - 32 с.

    3. В. В. Васина, Праздник числа. М., 1991.

    4. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

    5. Л. А. Грищук Школа дошкольников. Занимательные уроки. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.

    6.Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С. 30-39

    7. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

    8. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающиеигры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

    9 Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников;

    11. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. -Москва: Баласс, 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.

    Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...

    Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

    «Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

    Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада

    Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

    Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада

    Из опыта рабты с детьми старшей группы десткого сада...

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...