Главные вкладки

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
    статья

    Тамара Александровна Тимофеева

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, основная цель воспитателя - использовать игру как необходимый инструмент воспитания и обучения детей.

    Цель данной работы - проследить развитие математических способностей детей старшей группы с использованием дидактических игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_matematicheskih_sposobnostey.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тимофеева Т.А., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №144 Центрального района

    Санкт-Петербурга

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

    Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, основная цель воспитателя - использовать игру как необходимый инструмент воспитания и обучения детей.

    Цель данной работы - проследить развитие математических способностей детей старшей группы с использованием дидактических игр.

    Гипотеза данного исследования: нами было выдвинуто предположение, что использование дидактических игр способствует лучшему развитию математических и других способностей детей.

    Задачи данной работы:

    1) провести констатирующий эксперимент;

    2) провести формирующий эксперимент;

    3) выявить сложности, возникающие в работе с детьми.

    Пути достижения цели:

    1) разработать и провести констатирующий эксперимент;

    2) разработать программу развития математических способностей детей с использованием дидактических игр;

    3) провести систему занятий с детьми с использованием дидактических игр;

    4) рассмотреть особенности работы с детьми.

    1 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету только прерывных величин.

    В старшей группе детей обучают измерять и определять с помощью условной меры величину предметов (длину, ширину, высоту) и объем жидких и сыпучих тел. Воспитатель объясняет и показывает последовательность измерения. Процесс измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем. Дети должны прочно усвоить правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют измерение самостоятельно. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность правил измерения, но и четко их выполняли. При измерении сыпучих и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые характерные для измерения сыпучих (жидких) тел. Например, воспитатель показывает миску с крупой и спрашивает: «Как узнать, сколько здесь крупы?». Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно, - говорит воспитатель, - но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать, сколько крупы?». На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?». Дети, как правило, отвечают что стаканом, чашкой, ложкой можно мерить крупу. Педагог говорит: «Давайте попробуем измерить крупу стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Он показывает, как можно насыпать в стакан крупу (до половины, полный до краев, горочкой). Дети могут предложить один из этих вариантов, например, полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с крупой и говорит: «Вот наша мерка - полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за этим, потому что мы так договорились».

    Таким образом, дети проделывали задания на измерение длины, ширины, высоты, объема. С детьми были проведены занятия, объясняющие основные правила, дальше работа продолжалась во время формирующего эксперимента.

    2 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? И многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

    Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорить, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросить мяч и назвать число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

    Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызвать 7 детей, пересчитать их по порядку, дать им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д.

    Затем, усложнить игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Использовать разнообразные дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

    Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры.

    В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

    Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

    3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, можно исправить пробелы знаний у детей.

    Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

    Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

    Игровые действия - это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т. д.; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

    Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

    Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

    Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником, игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.

    Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.

    Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, так как основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.

    Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

    Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

    Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

    Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.

    Таким образом, в процессе нашей работы были использованы различные игры, которые помогли детям освоиться с новыми знаниями, и научили применять те, которые уже были у детей. Можно сказать о том, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. В процессе работы были заметны значительные улучшения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает. - СПб., 2004.

    2. Ерофеев Т.И. Математика для дошкольников. - Новосибирск, 1998.

    3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1999.

    4. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М., 2000.

    5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 2003.

    6. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М., 2001.

    7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - М., 1994


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

    «Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

    Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).

    Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...

    Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада

    Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...

    Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

    Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

    Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада

    Из опыта рабты с детьми старшей группы десткого сада...

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...