Главные вкладки

    Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада
    статья (старшая группа)

    Из опыта рабты с детьми старшей группы десткого сада

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_matematicheskih.docx18 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                   Аветисова В.Г. воспитатель

                                                                ГБДОУ детский сад №67Выборгского района

                                                                                                            Санкт-Петербурга

                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                         

                                           Тема выступления

    Развитие математических способностей детей средней группы детского сада

    (из опыта работы)

              Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в изначальной мере зависит дальнейший путь математического развития и, успешность продвижения ребенка в этой области знаний.

                                                                                             Л. А. Венгер                                                      

    Актуальность выбранной темы; Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением. Основными структурными компонентами занятия являются; организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности. Основные дидактические задачи, которые ставлю я, и решаются мною в начале занятия,-  это вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей, является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровой ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры мне легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании. Основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью, строю план работы, разворачиваю поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно - воспитательным программным задачам. Заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ. В конце занятия, я с детьми формулируем общий итог познавательной деятельности. Добиваюсь того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия. В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных   детей, дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте. В процессе проведения занятия я использую целесообразные методы  и  приемы  обучения ,с целью проведения эффективного образовательного процесса. 1.Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий. 2. Игровые методы — дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т. д.) Часто в работе с детьми использую дидактические игры, как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Чего не стало», «Наоборот», «Узнай по описанию», «Головоломки» и др. Сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.). В работе с детьми наряду с предметной и иллюстративной наглядностью использую геометрические фигуры, схемы, таблицы. На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.  Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний - и предлагаются детям несложные игровые правила. На занятиях и в самостоятельной   деятельности  детей  ,можно проводить подвижные игры математического содержания («Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Найди свой домик», «Кто лишний» и др.). При отработке предметных действий с величинами (сравнение путём наложения и приложения, раскладывания по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) используются разнообразные упражнения. На начальном этапе обучения чаще практикую репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действовали по образцу воспитателя, что предупреждало бы возможные ошибки. Например, угощая зайцев капустой (сравнение двух групп предметов путем наложения, дети точно могут копировать действия). Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине платьев столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (слова-числительные). Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.   В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями используются развёрнутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Варьируя вопросы и задания, включаю новые слова в активный словарь детей. При необходимости дать образцы ответов, ставить дополнительные вопросы. Правильный ответ детям предложить повторить. На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия).

    Основное усилие мое и родителей направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Главное воспитать и привить   интерес к математике. Познакомить с величиной. формой, пространственными ориентирами. Первостепенное значение имеет то, чтобы математика вошла в жизнь ребенка не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира. Выполнение задания начинаю с предложения: -Дети поиграем? Принудительное обучение вредно и бесполезно.

    Я считаю, что обучению математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации получаемой ребенком повышенным вниманием к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Я считаю, что нет! В работе с детьми на занятиях я стараюсь чтобы все дети испытали интерес к самому процессу познания. К преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений, и при этом прививая интерес к математике.

    В заключении хочется сказать. Что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

    В.А. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что -то одно. Но открыть так,  что бы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

    Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы  ребенку  хотелось  и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада

    Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

    Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

    Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

    Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...

    «Развитие математических способностей в средней группе детского сада»

    Детям очень нравятся игры, поэтому освоение математики в  средней группе – наука не сложная.Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизирова...

    Развитие математических способностей детей младшей группы детского сада

    Игра — это своеобразное отношение к действительности,которое характеризуется созданием мнимых ситуацийили переносом свойств одних предметов на другие....